Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики) часть 5

Объем, продолжительность и прочность запоминания и сохранения изученного в памяти зависит от многих факторов, в уже указывалось ранее. Но забывания, как противоположное сохранения массы, — закономерным процессом. Классические исследования Эббингауза, которые не потеряли своей актуальности, показывают, что при заучивании бессмысленных слогов уже через час после заучивания в памяти остается только 44% материала, а через двое суток 23%. Исследование забывания стихов показало примерно такую же закономерность: в первый день забывается 23% материала (данные Бореаса). При увеличении объема содержательного материала, запоминается, его забывания дает такую же картину, как и забывания бессмысленного материала. Читать далее «Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики) часть 5»

Психологические особенности диалога 'студент — компьютер' часть 2

Главные требования к обратной связи: — сообщение об ошибке в форме, не унижает достоинство студента, должна предоставляться немедленно; — объяснения причины допущенной ошибки должны предоставляться с учетом возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей; — не следует подкреплять поощрениями каждый правильный ответ; — студенту следует предоставлять возможности сравнивать свой ответ С правильной; — не следует подкреплять неправильные ответы. Было выделено ряд факторов, которые в значительной степени влияют на эффективность обратной связи, а именно: — своевременность информации. В условиях управления по результатам этот параметр определяется однозначно — временным отрезком после ответа студента; — характер вспомогательного учебного воздействия (указание на ошибку, эвристические рекомендации, алгоритмические предписания и т. п.). При этом решающее значение имеет то, насколько такой учебный влияние устраняет трудности, с которыми наткнулся студент, и причины этих трудностей; — психологическая подготовленность студента к получению определенной информации по каналу обратной связи (известно, что наибольший эффект помощь дает тогда, когда человек желает ее получить); — соответствие ожиданий студента фактически полученной помощи. Довольно часто даже совершенные учебные системы предоставляют студенту не ту помощь, на которую он надеялся. Читать далее «Психологические особенности диалога 'студент — компьютер' часть 2»

Ведущие факторы развития социального потенциала личности

Ведущие факторы развития социального потенциала личности Проявления социальной одаренности является результатом функционирования определенных психологических структур, присущих личности — их носителю. Качество и уровень развития этих структур определяют социальную эффективность человека. Такой ансамбль способностей сегодня имеет широкий диапазон определений. Это вызвано своеобразием исследовательской парадигмы, с позиции которой тот или иной ученый стремится приблизиться к определению социальной одаренности. Используются, в частности, такие термины, как социальный талант (Н. Левитов, 1928), социальный интеллект (Т. Хант, Эд. Торндайк, 1928, Дж Гилфорд, 1943), организационные способности (Л. Уманский, 1980), лидерская одаренность (А. Матюшкин, А. Яковлева, 1988), социальные способности (Л. Попова, 1992), коммуникативная компетентность (А. Бодалев , 1992), социальная компетентность (Л. Петровская, 1996), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон, 1996), синтезированный интеллект (П. Болтс и др., 1987 — 1996). Такие психологические конструкты тесно коррелируют в своих эмпирических проявлениях с легкостью установки и высоким качеством поддержания мижособистистних контактов. В то же время каждое из них имеет соответствующий диапазон научно-теоретического обеспечения (сравним объем понятий „ социальный талант «и „ организационные способности»). Очевидно, все они с разным приближением является конкретизируя разновидностями родового понятия „ социальная одаренность ". Анализ научно-психологических наработок Для понятия социальной одаренности сегодня существует по меньшей мере три варианта толкования — обще, социально и дифференциально-психологический. С одной стороны, этим термином в отечественной психологии (особенно в XIX и в начале ХХ века) сказывалась определенная совокупность способностей человека, которые, в целом, обеспечивают эффективность ее социальной жизнедеятельности (А. Вессель, 1863, А. Лазурский, 1922). Читать далее «Ведущие факторы развития социального потенциала личности»

Психоанализ огня и фантазии. сублимация в творчестве и катарсис. г. башляр (1884—1962)

Реферат На тему: Психоанализ огня и фантазии. Сублимация в творчестве и катарсис. Г. Башляр (1884 — 1962) Теоретик эпистемологии, эстетик, психолог, энциклопедист по своим творческим интересам — французский философ Гастон Башляр пытается с позиции психоанализа исследовать феномен изобретение человеком способа получения огня — фундаментальный факт человеческого существования. Философ показывает психологические основы этого феномена, несовершенство его позитивистских толкований и вместе с этим разворачивает ряд оригинальных идей относительно человеческого существования вообще и отдельных его форм. В частности, Башляра формулирует значительное количество новых психоаналитических комплексов — Прометея, Эмпедокла, Новалиса, Пантагрюэля, Гофмана; следовательно кажется, что читатель может свободно продолжить этот ряд в бесконечность, чтобы потом, в конце концов, спросить: а что же такое понятие комплекса в психологии вообще, идет оно к своему начала — архетипов коллективного бессознательного и бессознательного индивидуального? Тонкие и глубокие размышления Башляра по психоанализа огня, фантазии и творчества человека показывают, с одной стороны, попытка утверждать идейные средства классического психоанализа с его господствующей идеей либидо с другой — именно настойчивость и последовательность мыслей Башляра обнаруживают односторонность психоанализа в целом, представители которого одним и тем же инструментарием пытаются объяснить неврозы тещи, которая полюбила зятя, получение огня и появление идеологии коммунизма. Здесь нет ничего удивительного: любая теория, которая себя уважает, распространяет свои способы толкования отдельного феномена к толкованию Вселенной. Читать далее «Психоанализ огня и фантазии. сублимация в творчестве и катарсис. г. башляр (1884—1962)»

Афоризмы для управленцев

Афоризмы для управленцев Нравятся люди друг другу или нет, им приходится общаться между собой; они нуждаются изучать друг друга, знать сильные и слабые стороны — все это будет способствовать их сотрудничества. Ли не самыми важными принципами системы общения между людьми являются принципы честности и искренности. • Дайте работникам почувствовать, что они ценны для коллектива, так выполняют необходимую работу. Каждый человек должен осознать, что его работа важна, что ее заметят, оценят. • Прилагайте усилий, чтобы запомнить имена людей, с которыми общаетесь, усилия, потраченные на запоминание имен, не будут напрасными, особенно в трудное время. • В коллективе должно проводиться работа, направленная на то, чтобы работник часто употреблял слово «наш» — «Нашакомпания», «наша фирма», «наш коллектив», «наша школа» ... Поэтому важно интересоваться людьми время от времени. Разговаривайте с ними. Знайте их будничные проблемы. • Менеджеру или руководителю не нужно знать все, достаточно знать основное, видеть ситуацию в целом, чтобы иметь возможность правильно оценивать трудности вообще и трудности своих подчиненных в частности. Мелочи поделите между всеми. • Покажите подчиненным, как выполнять работу, а не просто указывайте, что и сколько сделать. • Не вмешивайтесь в «каждую деталь». Дайте людям понять, что ваше внимание направлено и на то, что беспокоит лично их, а не только на рабочие проблемы. • Когда дело ладится, не «набрасывайтесь" на того, кто отвечает за нее, а старайтесь найти причину трудностей, которые возникли. Проблемы в работе есть и будут всегда. Читать далее «Афоризмы для управленцев»

Активное слушание

Активное слушание • Навыки слушания. • Навыки исследования • Навыки действий • Резюме • Психологический тренинг активного слушания Активное слушание представляет собой не просто средство, методику или технику, но и является принципом работы многих консультантов. Суть активного слушания заключается в том, что психолог специально уделяет больше внимания вербальным сообщением клиента, делает как этажное, так и более глубинную смысловую интерпретацию происходящего. Затем формулирует ответ, который отражает достаточно глубокий уровень понимания переживаний клиента. Навыки активного слушания важны и относятся к наиболее сложным. Вместе с тем, мы можем выделить несколько общих способов, позволяющих консультанту начинающему использовать их в своей работе: 1. Слушать и слышать. Наиболее общий метод, который состоит в том, что консультант очень внимательно слушает клиента и пытается понять его чувства, а затем сообщает о том, что он понял. 2. Не осуждать и не оценивать. Консультант не просто воспринимает слова клиента, он понимает его чувства и принимает без критики и оценок. 3. Не отвлекаться и не прерывать. Все внимание психолога должно быть сосредоточено на личности клиента, его рассказы, мыслях, переживаниях. Консультант не должен отвлекаться на внутренние или внешние стимулы. 4. Не забегать вперёд в осмыслении разговора. Читать далее «Активное слушание»

Личностная потребность власти как фактор политического сознания студентов часть 7

Политика выходит на передний план всегда, когда появляются вызовы установленным правилам и когда подвергается сомнению сам характер связей, образующих сообщество . Она предусматривает выявление смысла существования сообщества, определение интересов его участников, установление правил их взаимодействия и обеспечение их взаимопонимания. Рост значения политики, политизация социальных и экономических отношений определяется, с одной стороны, ограниченностью ресурсов, используемых человечество, и угроза исчерпания которых создает глобальную проблему обеспечения возможностей функционирования и развития социумов, и, с другой стороны, тем, что политика, будучи особым типом творческой активности по созданию нематериальных связей, становится основой социальной интеграции глобального мира в условиях его постэкономического трансформации. Читать далее «Личностная потребность власти как фактор политического сознания студентов часть 7»