Психология личности. клиентцентрована терапия к. роджерса (1902—1987)

Психология личности. Клиентцентрована терапия К. Роджерса (1902 — 1987) Карл Роджерс в своей теории личности исходит из того, что внутренние трудности клиента — при соответствующем вмешательстве терапевтического характера — имеют тягу к внешнему выражения. Человек обнаруживает способность к пониманию собственного состояния и к изменению установок. Эту терапию называют недирективной или разговорным. Теория Роджерса основывается на изменениях, которые происходили с теми, кого он подвергал так называемой клиентцентрований терапии, но теоретические антецендент следует искать у представителей аналитического направления в психологии. Здесь есть, в частности, «идеализированный» самообраза, который обработал К. Хорни. Постепенно СьЯ «, что оказывается у клиентов, имеет столкновения с идеей маски, персоны (идея К. Г.Юнга), а также с вопросами» выборочной невнимания «или» это меня не касается ", за Г. Салливеном. Близость до последнего проявляется также в подходе Роджерса в коммуникации между клиентом и терапевтом. В идее самоактуализации сходство с позицией Гольдштейна. Вудвортс находит также точки соприкосновения с теориями Колкинс, Штерна, Дильтея. Роджерс подошел к изучению проблем личности во время руководства обучением детей в Учительском колледже при Колумбийском университете в Нью-Йорке. Благодаря публикации работы «Советы и психотерапия» (1942) и своим лекциям он становится известным исследователем, предложившим новую технику терапии («непрямой»). Чтобы помощь была действенной, клиент глубоко войти в себя. На этой основе происходит воспроизведение здоровой интеграции его жизненного опыта.
http://aqua-doc.ru
Концепция личности Роджерса целиком основывается на его терапевтическом методе. В общем виде она раскрывает столкновения между организмом, самоактуализирующейся и с готовностью отвечает на все, что есть в феноменальном поле (что-то вроде «жизненное пространство» К. Левина), и «Я», выбирает и отвергает по отношению к себе определенные черты в связи с ценностными ориентациями и социальными нормами. Внутренний конфликт личности, который не может быть преодолен им самим, решается с помощью терапевта. Последний способствует разрушению застойных и неадекватных ценностей на основе понимания — в соответствии с признанием и восприятием — угрожающих чувств, которые клиент ранее отказался распознать или не решился символизировать. Эффект, достигаемый в отношении клиента, замещается устойчивым самообраза и соответствующим самосприймання. Постоянное стремление к свободному проявлению личности предполагает бесконечное осуществления самости. Здесь позиция Роджерса несколько совпадает с позицией Адлера, чья идея творчества самости включает перманентный развитие. Вудвортс усматривает здесь экзистенциальные мотивы, на данный момент широко распространены, но Роджерс утверждал о независимости своей теории от экзистенциальных влияний, указывая на недостатки некоторых экзистенциальных принципов. Рассматривая важные аспекты клиентцентрованои терапии, Роджерс обращается прежде всего к возможности предвидения результатов взаимодействия терапевта и клиента. Он разыгрывает интервью, чтобы дать возможность клиентам увидеть следующие фазы терапевтического процесса. Предполагаемый цепь событий возникает на почве символического языка, в игровой и марионеточной терапии, в драме. Роджерс достигал положительного эффекта в работе с индивидом и в небольших группах. По Роджерсом, терапевт должен оперировать принципами, которые связываются с ответственностью. Клиент должен иметь установку стать зрелым, социальное адаптированным, независимым, продуктивным, но для этого следует полагаться не только на собственные возможности. Консультант должен создать теплую и доверительную атмосферу, в которой клиент может свободно проявлять отношение и чувства, даже нелогичные и противоречивые. Терапевт не одобряет, но и не исключает того, что воспринимается в клиенте. Если эти и другие условия выполняются, можно достичь таких результатов. Клиент выражает отношение глубоко и обоснованно, полнее исследует свои реакции, чем это было раньше, осознает свои отношения, которые он открыл. Воспринимая себя более адекватно, клиент по собственной инициативе выберет новые цели, которые его лучше удовлетворять, чем предыдущие. На почве психологической зрелости клиент будет выбирать спонтанно, с меньшей напряженностью, в гармонии с социальными потребностями других людей. Отношение к жизни будет более адекватным, реалистичным, более интегрированным. Это станет шагом вперед в жизни индивида. Именно так осуществляется катарсис. Может произойти или относительно этажное реориентация к жизненной проблемы, или глубокая полная переориентация личности. И это & mdash; на почве инсайтнои разговора терапевта и клиента: откатываются релевантные отношения, которые ранее были неприемлемы для сознания. Осуществляется переформулирование «Я-понятия». Возникают новые жизненные планы. Выбор нового поведения отвечать новому понятию "" Я ". Этот процесс будет продолжаться даже за терапевтическим интервью. Роджерс исходит из того, что в самом клиенте кроются конструктивные силы, о которых он смог рассказать и по достоинству оценить. Инсайт воспринят и ассимилирован клиентом, имеет терапевтическую силу. Следовало бы признать также силу подъема самоактуализации — важнейший мотив для терапевта, который осуществляет систематическое планирование стратегии поведения, вместе с этим удачно меняя тактику в соответствии с потребностями данного момента. Используются методы свободных ассоциаций, интервью прямого характера, указания клиенту по обыденной жизни. Сам клиент становится лучшим судьей в определении частоты интервью. Он раскрывает подавленные элементы и производит комфортабельное приспособления, то есть конструктивное поведение. Роджерс уверен в том, что клиент знает о своем внутреннем психологическое «Я» лучше, чем это представляет себе терапевт. «Готовность полностью воспринять эту силу клиента со всей переориентацией терапевтической процедуры» — вот чем терапия Роджерса довольно сильно отличается от других подходов. Роджерс создает такую психологическую атмосферу, в которой клиент может раскрывать свою личность которой она, осуществлять естественную защиту и использовать ситуацию. Поскольку Роджерс применяет ситуативные отношения входит в мотивацию клиента, помогает ему свободно осуществить выбор, чтобы направить действие, он по сути кладет в основу своей терапии вчинковий принцип, в том числе последействие. Призрак отца Гамлета говорит сына, чтобы разбудить его волю, которая заснула. Роджерс пробуждает не только волю, а всю структуру личности, которая сама себя формирует и совершенствует. Терапевт получает возможность войти в интенсивные личностные и субъективные отношения с клиентом не как ученый к объекту исследования, не как врач, что намерен диагностировать и лечить, а как личность к личности. Терапевт воспринимает своего клиента лицом к лицу, относясь к нему как к безусловной ценности. Терапевт ведет себя искренне, не прячется за защитным фасадом, сопереживает. Исчезают внутренние барьеры. Емпатийнимы понимание вступает в свою силу. Клиент имеет полный степень свободы, чтобы быть самим собой. Это и является основой «Я» — теория Роджерса. Терапевт на какой-то момент становится самым страхом, злостью, нежностью клиента, чувствуя, что все это он пережил сам, что он и есть все эти переживания.