Психолого-педагогический мониторинг эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе часть 2

Как видим, Полина имеет вполне хороший потенциал к обучению, показатели ее психических познавательных процессов находятся в достаточных пределах, что и подтверждается ее учебными достижениями в 6-м классе. На данный момент уровень потенциальных учебных возможностей ученицы можно определить как достаточный. Единственный тревожный симптом, на который обратила внимание экспертная комиссия, это то, что показатель словесно-логического мышления, хотя и находится в пределах достаточного уровня, но показывает его нижнюю границу, которая граничит со средним уровнем. Это свидетельствует о том, что в дальнейшем, если продуктивность мышления девочки не улучшится, ее учебные достижения могут ухудшиться и спуститься до предела среднего уровня. Общий уровень потенциальных возможностей ученика к обучению определяет прежде возможности его умственного развития и обеспечивает учебные достижения с общеучебных предметов. Учебные же достижение по таким предметам, как физическая культура, изобразительное искусство, музыка и работа требуют наличия специальных способностей, уровень развития которых может быть самым разным даже у одного и того же ученика, а тем более, не совпадать с общим уровнем его потенциальных учебных возможностей . Специальные способности проявляются через сравнительно быстрое и легкое создание специальных навыков и умений. Именно поэтому мы предлагаем отдельно определять физические, художественные, трудовые и музыкальные специальные навыки и умения учащихся, что должны делать квалифицированные учителя-специалисты по этим предметам. В дальнейшем это будет способствовать анализа учебных достижений школьников из вышеупомянутых предметов. Уровень развития специальных навыков и умений также обозначается первой буквой производного слова, а именно: в — высокий, д — достаточный, с — средний, н — низкий и заносится классным руководителем таблице потенциальных учебных возможностей учеников определенного класса. В таблицу потенциальных учебных возможностей учеников мы включили также графу о познавательные интересы школьников по предметам гуманитарного цикла, точных и естественных наук.
Слова автора
Данные о наличии или отсутствии таких интересов могут объяснить слишком высокие или слишком низкие, по сравнению с другими, оценки ученика по определенному предмету или цикла предметов. Познавательные интересы учеников изучаются с помощью анкетирования. Анкета может содержать два вопроса: 1. Предметы школьного курса мне нравятся и почему? 2. Предметы школьного курса мне не нравятся и почему? При этом делается вывод о наличии или отсутствии у ученика познавательных интересов к предметам определенного цикла: гуманитарного, естественного или к точным наукам. Данные о познавательные интересы школьников также заносятся в таблицу потенциальных учебных возможностей. Наличие интересов обозначается знаком «+», а их отсутствие знаком «-». Результаты определения у Полины уровня развития специальных навыков и умений, а также его познавательные интересы по циклам предметов показано на рис. 2. Пример: Полина Т. (7-й класс).

Специальные навыки и умения Познавательные интересы
Физические Художественные Трудовые Музыкальные гуманитарий. предметы Точные науки Природн. предметы
д д с д +  — +
Рис. 2. Фрагмент таблицы потенциальных учебных возможностей учеников 7-го класса Таким образом, мы определили, что девочка имеет достаточный потенциал для занятий физической культурой, искусством и музыкой и средний — для занятий трудом. Ее познавательные интересы больше направлены на овладение гуманитарными и естественными дисциплинами, а к точным наукам у нее нет склонностей. Показатели специальных навыков и умений и данные о познавательные интересы учащихся необходимы на этапе осуществления текущего анализа соответствия актуального уровня знаний школьников (по результатам семестра и итоговой аттестации) уровню их потенциальных учебных возможностей. В течение учебного года проводился психолого-педагогический мониторинг учебных достижений каждого ученика по результатам первого семестра, государственной аттестации (в 9-м классе) и итогового оценивания. Каждый классный руководитель заполнял таблицу знаний учащихся своего класса, занося в нее все оценки по всем предметам, которые школьники получили в первом семестре (!), А по окончании учебного года — по результатам итоговой аттестации (П). При этом особое внимание обращали на те оценки, которые не соответствовали общему уровню потенциальных учебных возможностей или уровню развития специальных навыков и умений (г. г.), то есть были выше или ниже их. Эти оценки специально выделялись, в нашем случае, подчеркивались. По результатам первого семестра и итогового оценивания классные руководители осуществляли анализ адекватности уровня обученности каждого ученика своего класса (учебные достижения) уровню его потенциальных возможностей к обучению. Результаты психолого-педагогического мониторинга учебных достижений Полины по результатам семестра и по итогам учебного года показаны на рис. 3. Пример: Полина Т. (7-й класс).

Уровень потен-ных уч. возмож — ностей Уровень знаний
укр. речь укр. лит-ра рус. речь лите-ратура англ. речь алге-бра Геоме-трия
I П I П I П I П I П I П I П
д 7 7 7 7 6 7 8 7 8 8 5 7 7 7
Уровень потен-ных уч. возмож — ностей Уровень знаний
история Укр. всесв. история биоло-гея физика геогра-фия история р. кр. ОБЖ
I П и П и П и П I П и П I П
д 6 7 6 7 8 8 5 7 7 7 7 7 8 9
Уровень потен-ных уч. возмож — ностей Уровень знаний
музыка изобразительное искусство физическая культура работа
рм I П с г. I П с г. I П с г. I П
д д 8 9 д 11 11 д 10 10 с 9 9