Психолого-педагогический мониторинг эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе

Психолого-педагогический мониторинг эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе Совершенствование учебно-воспитательного процесса, несмотря на постоянные динамические изменения в сфере образования, всегда было и будет оставаться актуальной проблемой. Ей посвящены исследования педагогов и психологов, ученых и практиков. В частности, над решения этой проблемы работали Г. Балл, М. Барна, И. Бех, М. Боришевський, О. Гирний, Н. Гонтаровська, В. Демиденко, О. Дусавицький, Ю. Васьков, Г. Ельникова, Н. Есипова, О. Коберник, С. Максименко, О. Меняйленко, О. Митник, Н. Пастушенко, Р. Пастушенко, Н. Побирченко, С. Подмазин, Е. Полищук, Савченко, Н. Семенова, О. Скрипченко , Г. Сорока, А. Фурман, А. Швидкий, И. Унт, А. Ярошенко и другие. Интересные мысли и предложения можно встретить также в публикациях руководителей учебных заведений различных типов и ведущих учителей. Сегодня в рамках решения этой проблемы одной из актуальных задач является обеспечение эффективного образовательного мониторинга. Распространенным, учитывая исключительную важность, является мониторинг качества обучения в системе «учитель — ученик». Он заключается в определении степени соответствия имеющихся у школьников знаний, умений и навыков тем, что предварительно планировалось. Этот мониторинг можно считать педагогическим. Он предусматривает сравнение учебных достижений учеников с нормативной моделью объекта оценки, основой которой выступают «Критерии оценивания учебных достижений учеников в системе общего среднего образования», а также «Государственные стандарты образования», в которых установлены государственные требования к образованности учащихся и выпускников школ на уровне начальной, базового и полного общего среднего образования. Такой мониторинг традиционно осуществляется через семестровое, годовое, экзаменационное и итоговое оценивание результатов учебной деятельности школьников. Однако, по нашему мнению, эффективный образовательный мониторинг может осуществляться только на психологических началах. Эта статья посвящена проблеме организации и проведения психолого-педагогического мониторинга эффективности учения школьников и эффективности работы учителей общеобразовательной школы. Нами теоретически обоснована концепция и разработана система психолого-педагогического мониторинга учебных достижений учащихся основной школы. Он предполагает анализ соответствия учебных достижений каждого ученика уровню его потенциальных индивидуальных учебных возможностей, что позволяет проследить динамику его умственного развития.
Apartments In Pittsburgh
Во потенциальными учебными возможностями мы понимаем индивидуально-своеобразную комбинацию познавательных психических процессов учащихся, а также имеющиеся у них знания, навыки и умения, которые способствуют овладению новыми знаниями и совершенными навыками и умениями. Результаты нашего исследования показывают, что потенциальные учебные возможности учащихся по уровням можно разделить на низкие, средние, достаточно и высокие. Для определения общего уровня потенциальных учебных возможностей учитываются такие индивидуальные показатели каждого ученика: объем произвольного внимания, производительность долговременной памяти, производительность словесно-логического мышления (а для учеников 5-6-х классов также гибкость мышления) , скорость чтения, письма, уровень предыдущих знаний. Все эти показатели анализируемых и коллективной экспертной оценке со стороны классных руководителей и учителей-предметников под общим руководством заместителя директора школы по учебно-воспитательной работы. При наличии в штате школы практического психолога он также участвовать в обсуждении этих показателей. Для определения индивидуальных особенностей познавательных процессов учеников нами разработаны адаптированные психодиагностические методики и оценочные шкалы. Методики удобны для использования в качестве практическими психологами, так и учителями общеобразовательных школ. Интервальные показатели отдельных шкал занесены в сводную табл. 1. Таблица 1 Определение уровня развития познавательных процессов у учащихся основной школы (в баллах)

Познавательные процессы Уровни
низкий средний достаточный высокий
Объем произвольного внимания 0-7 8-9 10-11 12-20
Производительность долговременной памяти 0-11 12-14 15-17 18-20
Производительность словесно-логического мышления 0-7 8-11 12-15 16-20
Гибкость мышления 0-2 3-4 5-6 7-10
Скорость чтения, а также осознание текста согласно программным требованиям проверяется учителями-словесника на уроках украинской и русской литературы и выражается в качественных категориях (высокий, достаточный, средний, низкий уровни ). Для определения показателя скорости письма по указанным выше качественным категориям ученики в течение десяти минут списывают из учебника соответствующий их возрасту незнакомый текст научно-публицистического содержания, пытаясь сделать это грамотно и как можно скорее. После чего учитель анализирует работы учащихся, сравнивая и ориентируясь на среднестатистические показатели. Исследование по данным методикам проводилось нами на протяжении четырех лет (2000—2004 гг.) На базе общеобразовательных школ №5, №6, №13 города Бердянск Запорожской области. В нем приняли участие 392 ученика и 48 учителей вышеупомянутых школ. После определения в результате коллективного рассмотрения и обсуждения общего уровня потенциальных возможностей к обучению каждого ученика 5-9 классов классные руководители заносили этот интегрированный показатель в таблице потенциальных учебных возможностей учеников определенного класса. Для удобства в таблице уровень сказывался первой буквой производного слова (в — высокий, д — достаточный, с — средний, н — низкий, п — начальный), которая ставилась рядом с бальным показателем развития познавательного психического процесса или как отдельный показатель. Рассмотрим эту процедуру на конкретном примере. Ученица седьмого класса Полина Т., девочка старательная, добросовестная, хорошо учится, активно участвует в жизни класса и школы, выполняет общественные поручения, пользуется авторитетом в группе сверстников. Результаты диагностирования уровня развития познавательных процессов Полины и коллективная экспертная оценка ее общего уровня потенциальных возможностей к обучению отражены на рис. 1. Пример: Полина Т. (7-й класс).

Познавательные психические процессы Общеучебные навыки и умения Уровень предыдущих знаний Уровень потенциальных учебных возможностей
Внимание Память Слов. -лог. мышления Гибкость мышления Скорость чтения Скорость письма
10 — д 16 — д 12 — д  — д в д д
Рис. 1. Фрагмент таблицы потенциальных учебных возможностей учеников 7-го класса