Брачно-семейные наставления молодежи как условие выбора здорового образа жизни

Брачно-семейные наставления молодежи как условие выбора здорового образа жизни Семья играет большую роль в жизни как отдельной личности, так и общества в целом. Будучи важным элементом социальной ситуации развития каждого человека, семья обеспечивает как личностное развитие каждого ее члена в отдельности, так и играет значительную роль в формировании патогенных ситуаций и психических нарушений. Психологически здоровая личность может быть воспитана только в соответствующем окружении. Таким образом, изучение влияния брачно-семейных факторов на выбор образа жизни является важным шагом в разработке программы психологической помощи в выборе подрастающим поколением здорового образа жизни. Здоровый образ жизни является одной из форм життездийснення, ориентированного на развитие, сохранение и воспроизведение физического, социального и личностного здоровья. В контексте брачно-семейных отношений, выбор здорового образа жизни — это выбор членами семьи такой формы семейного взаимодействия, которая направлена на развитие личности каждого, развитие семьи как системы, психологического благополучия семьи. На этот выбор непосредственно влияют социальные наставления человека, проявляющиеся в иерархии ценностных ориентаций. Среди конструктивных социальных установок, повышающих качество жизни человека лидируют установки на здоровье, семью, любовь и тому подобное. Психологическое здоровье тесно связано с понятием психологического благополучия, которое является одним из основных элементов психического здоровья, бытия личности, может выступать критерием различения понятий нормы и никак нормы. В толковании этого понятия исследователи еще не нашли общего языка. Наиболее интересными среди последних наработок, по нашему мнению, подход С. Ryff, которая, обобщая концепции и подходы к пониманию проблемы психологического благополучия, выделяет шесть независимых компонентов психологического благополучия, а именно: наличие позитивного отношения к себе и прошлой жизни (самопринятие); наличие цели и предмета, обеспечивающих смысл жизни (цель в жизни); способность отвечать требованиям, предъявляет повседневности (владение ситуацией); наличие чувства длительного развития и самореализации (персональная или личностный рост); наличие заботы и доверительных отношений с другими (положительные эмоции в отношениях); способность формировать собственные суждения (автономия).

Купить подарок на праздник
Если соотнести эти измерения концепции личности А. Маслоу, то, очевидно, самоактуализация личности является тем основным стержнем, вокруг которого строится психологическое благополучие. Итак, под психологическим благополучием понимается не только психическое и физическое здоровье личности, но и реализация этой личностью себя, своих потенций и возможностей. Одной из базовых психологических потребностей, определяющих психологическое здоровье и благополучие, есть потребность в любви, привязанности. Семейная сфера — это необходимое звено успешного функционирования личности, а самореализация в ней является предпосылкой психологического здоровья. Итак, брачно-семейные установки, входя в структуру жизненных установок личности, является фактором выбора образа жизни, а установление и поддержание гармоничных семейных взаимоотношений — непременная составляющая здорового образа жизни. Брачно-семейные наставления формируются с раннего детства, в процессе социализации. На этот процесс непосредственно влияет родительская семья, она же опосредует поздние влияния внешнего социального окружения. Вообще, семья является основным элементом социальной микросреды, значительно влияет на формирование важнейших качеств личности. Первоочередными факторами формирования личности в семье считаются: степень гармоничности супружеской жизни родителей, общее восприятие детства (было оно счастливым или нет), отношение родителей к детям, распределение семейных ролей, образ жизни, который вели родители. Именно в детские годы под влиянием родителей закладывается программа, подсказывает потом, как жить, какого партнера выбрать, как строить с ним отношения, сколько детей и тому подобное. В юношеском возрасте процесс формирования брачно-семейных установок переходит из латентной фазы в активную, когда усвоенное в семье и вне ее начинает активно проверяться, уточняться, испытываться и зпивставлятися. Период поисков в юношеском возрасте ставит перед молодежью задачу закрепиться в мире взрослых. Полны энергии, юноши и девушки уже переросли рамки родительской семьи. Следовательно, они примеряют разные модели поведения, отказываются от друга, выискивают другие. Этот возраст является одним из важнейших периодов развития личности; это процесс индивидуализации, завершается личностным самоопределением. Именно сейчас, когда действительность ставит молодого человека перед необходимостью выбора дальнейшего жизненного пути, актуальной становится проблема смысла жизни, смысложизненных направленности. В одном из современных исследований было обнаружено двухфакторной структуру жизненной направленности студентов. Одна группа направленностей, в которую вошли направления к личностному росту, личностных пристрастий и служения обществу, была отнесена к внутренней направленности, связанной с удовлетворением основных психологических потребностей. В группу внешней направленности вошли направления к материальному успеху, физической привлекательности и славы. Выявлено, что чем сильнее личность ориентирована на внутренние направления, тем лучше у нее показатели психического здоровья, и, наоборот, чем выше она оценивает значимость внешних направлений, тем ниже ее психологическое благополучие. Установлено также, что внешние направления характерны для людей, чьи матери отмечаются жестким контролирующим стилем воспитания и невысокой эмоциональной включенностью в жизни ребенка. Итак, уважение к личности ребенка, демократический стиль воспитания является фактором формирования внутришньозориентованих личностей. Вполне понятно, что удовлетворение базовых психологических потребностей обусловливает личностный рост и психологическое благополучие. Если семейное и школьное окружение обеспечивает адекватную реализацию указанных целей, то дети развиваются психологически здоровыми и ассимилируют жизненные ценности, которые в дальнейшем обеспечат непрерывное удовлетворение базовых психологических потребностей и личностный рост.