Психическое развитие и формирование личности младшего школьника

Большое влияние на развитие речи в целом производит овладение письменной речью. Поскольку письменная речь лишено жестов, интонации, то она должна быть более развернутой. Однако для младшего школьника переход внутренней речи в письменный на первых порах затруднительна. Письменная речь у детей является бедным по сравнению с устным. Только на конец 3 (4) класса письменная речь по своей морфологической структуре не уступает устном, а в определенной степени даже опережает ее, приобретая формы литературной речи (более существительных, прилагательных, меньше местоимений и союзов). Увеличивается количество слов и предложений в письменных работах, растет скорость письма, повышается его качество. Важным показателем успехов ребенка в овладении речью является молчаливое чтение, что связано с развитием внутренней речи. Память. Память младших школьников развивается прежде всего в направлении усиления ее произвольности, рост возможностей сознательного управления ею и увеличения объема смысловой, словесно-логической памяти. Значительно возрастает произвольное запоминание и произвольное воспроизведение материала. При этом дети используют простейшие способы произвольного запоминания и воспроизведения (перевод). Им трудно пересказывать с использованием готового плана, группировать материал по смыслу. Наряду с развитием произвольной памяти развивается и непроизвольное запоминание, приобретая новых качественных особенностей.

помощь психолога
В младшем школьном возрасте возрастает производительность, прочность и точность запоминания учебного материала. Под влиянием обучения формируется логическая память. При этом именно от учителя зависит ее эффективность. Единственный правильный путь — сначала обеспечить понимание (анализ, сравнение) учебного материала, а уже потом — заучивание. 5.Формирование личности ребенка в младшем школьном возрасте. Формирование личности — сложный, длительный и противоречивый процесс. На формирование личности влияют факторы: — биологические (тип НС, задатки); — социальные а) ведущая деятельность (в ней формируется сознание, самооценка); б) учитель, его личностные качества (доброта, вежливость); в) классный коллектив (доброжелательные отношения формируют положительные качества); г) семья; д) улица; е) культура, музыка, кино; Эмоционально-волевая сфера. Младшие школьники очень эмоциональны, но постепенно они овладевают умением управлять своими эмоциональными состояниями, становятся более сдержанными, уравновешеннее. Эмоциональную сферу младших школьников составляют переживания нового, удивление, сомнения, радости познания, которые являются базой развития любознательности и формирования познавательных интересов. Основным источником эмоций является учебная и игровая деятельность (успехи и неудачи в учении, взаимоотношения в коллективе, чтение книг, просмотр фильмов, мультфильмов, участие в играх, конкурсах). В общем для младших школьников Характер бодрое, жизнерадостное настроение. А формы эмоциональной неуравновешенности (грубость, вспыльчивость, драчливость) случаются как различие между притязаниями и возможностями их удовлетворить. Младшие школьники эмоционально уязвимы. У них развивается чувство самолюбия, внешним выражением которого является гневное реагирования на любое унижение их личности и положительное переживание признание их качеств. Развиваются чувство симпатии, играя важную роль в формировании малых групп в классе и стихийных компаний. Жизнь в классе выступает как фактор формирования у детей нравственных чувств, в частности чувство дружбы, товарищества, долга, гуманности. Для первоклассников характерно переоценки собственных моральных качеств и недооценка их у своих сверстников. С возрастом дети становятся более самокритичны. Школьное обучение способствует развитию волевых качеств младших школьников, требуя от них осознание и выполнение обязательных заданий, произвольного реагирования поведения, умение активно управлять вниманием, слушать, думать, согласовывать собственные нужды с требованиями учителя и родителей. Открываются возможности развития ребенка как субъекта волевого поведения, способного произвольного регулировать собственные психические процессы и поведение. У детей формируются такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, выдержка, настойчивость. Характерологические особенности. Характер в этом возрасте только формируется. Из-за недостаточной сформированности волевых процессов наблюдаются импульсивность поведения, капризность, упрямство. В поведении детей отчетливо проявляются особенности их темперамента, обусловленные свойствами нервной системы. Да можно сказать, что большинство младших школьников являются чуткими, любознательными, непосредственными в выражении своих чувств и отношений. Направленность личности младших школьников выражается в их потребностях и мотивах. Как и у дошкольников, у них сильная потребность в А) игровой деятельности, однако меняется содержание игры; Б) в движениях (он не может долго сидеть на уроке движения, поэтому нужно дать возможность ребенку больше двигаться); В) во внешних впечатлениях, из-за чего первоклассника привлекает внешняя сторона предметов, явлений, событий. Вместе с тем, с вступлением в школу появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладеть новыми знаниями, навыками, умениями, в школу приходить с выполненными заданиями; потребность в хорошей оценке, в одобрении его поступков учителем и родителями, потребность выполнять общественное поручение. Рекомендуемая литература.

  1. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка. — К., 1976.
  2. Возрастная и педагогическая психология: учеб. Пособие. /О. В.Скрипченко., Л. В.Волинська, З. В.Огороднийчук и др. — М .: Просвещение, 2001. — 416 с.
  3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо, М. В.Матюхиной и др. — М., 1984.
  4. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1979.
  5. Задесенец М. П. Возрастные особенности развития и формирования их личности. — К., 1978.
  6. Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. — М., 1976.
  7. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. — М., 1996.8. Мир детства. Младший школьник. — М, 1988