Психоанализ огня и фантазии. сублимация в творчестве и катарсис. г. башляр (1884—1962)

Реферат На тему: Психоанализ огня и фантазии. Сублимация в творчестве и катарсис. Г. Башляр (1884 — 1962) Теоретик эпистемологии, эстетик, психолог, энциклопедист по своим творческим интересам — французский философ Гастон Башляр пытается с позиции психоанализа исследовать феномен изобретение человеком способа получения огня — фундаментальный факт человеческого существования. Философ показывает психологические основы этого феномена, несовершенство его позитивистских толкований и вместе с этим разворачивает ряд оригинальных идей относительно человеческого существования вообще и отдельных его форм. В частности, Башляра формулирует значительное количество новых психоаналитических комплексов — Прометея, Эмпедокла, Новалиса, Пантагрюэля, Гофмана; следовательно кажется, что читатель может свободно продолжить этот ряд в бесконечность, чтобы потом, в конце концов, спросить: а что же такое понятие комплекса в психологии вообще, идет оно к своему начала — архетипов коллективного бессознательного и бессознательного индивидуального? Тонкие и глубокие размышления Башляра по психоанализа огня, фантазии и творчества человека показывают, с одной стороны, попытка утверждать идейные средства классического психоанализа с его господствующей идеей либидо с другой — именно настойчивость и последовательность мыслей Башляра обнаруживают односторонность психоанализа в целом, представители которого одним и тем же инструментарием пытаются объяснить неврозы тещи, которая полюбила зятя, получение огня и появление идеологии коммунизма. Здесь нет ничего удивительного: любая теория, которая себя уважает, распространяет свои способы толкования отдельного феномена к толкованию Вселенной.

купить розы
Так совершал В. М.Бехтерев со своим рефлексологичний учением, бихевиористы различных направлений и др. Речь идет о случаях, когда отдельная теория расширяется до всеобщих мировоззренческих, в частности философских, принципов. Психологические труда Башляра направлены преимущественно к толкованию проблем «психологической» творчества, больше — фантазии и определенных — «Комплексных» — форм поведения. Это «Психоанализ огня» (1937), курс лекций «Способность к воображению», прочитанных в Сорбонне (1954 — 1955). Незадолго до смерти Башляра издает книгу «Поэтика воображения», где он так или иначе переступает пределы психоанализа, углубляясь в философскую проблематику творчества. Башляра обращается к проблемам, в решении которых трудно достичь объективного подхода: это психология убеждения относительно природы огня. Характер толкования избирается психоаналитический. При этом отмечается, что «огонь уже не является предметом научного изучения», ведь здесь включаются личностные интуитивные представления. При изучении представлений об огне Башляра пытается совместить субъективное и объективное. Он ставит в центр внимания человека, в одиночестве углубилась в свои мысли у домашнего очага, где огонь такой же ясный, как и сознание одиночества: "страдающая душа поделится и своими воспоминаниями и своим горем, — для этого нужен лишь зимний вечер, вьюга за стенами дома и огонь, ярко горит ". Башляра в своих рассуждениях стремится опереться на фантазию, ведь и наука на нее опираться: воображение без конца возвращается к прототем, воспроизводит работу примитивной души, имея рядом достижения высокоразвитой мысли и выводы научных экспериментов. Фантазия позволяет выявить скрытую постоянство культа огня. В этом — основания представлений о смысле психоанализа субъективных перспектив, касающихся познания феноменов огня, или «b> психоанализа огня. Башляра приводит большое количество научных произведений XVII — XVIII в. об огне. Выбирая средство познания, автор утверждает, что без самоиронии никакой прогресс в объективном познании невозможен. Огонь и уважение. Комплекс Прометея. Представление о всюдисутнисть огня — исходное для понимания его универсального значения. К сожалению, Башляра не использовал огромный фольклорный материал по огня, собранный и толкуемый, в частности, в книге О. М.Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу ...» (1870), а опирается только на западные источники, всего Дует . Фрэзера, К. Г.Юнга и др. В народных взглядах огонь имеет всегда двойственное значение: добро и зло, рай и ад, ласка и пытки. Он дает блаженство и требует уважения. Он — универсальное начало объяснения мира. Исходя из этих фантазийных предположений Башляра предлагает метод психоанализа объективного познания. В бессознательном существуют ценности, которые влияют на основы эмпирического и научного познания. Надо выявить следы детского опыта в опыте научном. Так проявляется участие бессознательного в научном уме, создается убеждение, что формирование представлений в разных сферах опыта совпадают. Башляра настаивает на том, что социальное в опыте с огнем преобладает естественный опыт. Так возникает уважение к огню, ведь родители всегда предостерегают ребенка от него. Социальная запрет — это наше первое всеобщее знание об огне. Личностное познание связано непосредственно с проблемой непослушания. Ребенок выступает маленьким Прометеем, когда зажигает костерок со своими друзьями. Итак, Башляра предлагает обозначить эту форму поведения как комплекс Прометея — совокупность побуждений, в силу мы стремимся сравняться в знаниях с нашими родителями, а дальше их превзойти. Комплекс Прометея — это «Эдипов комплекс умственной жизни». Огонь и фантазия. Комплекс Эмпедокла. Здесь Башляра рассматривает образы, навеянные созерцанием огня. Он зовет человека к мечте, он же является символом покоя. Нельзя сводить пользу от огня только до варки и обогрева. Ведь человека создает желание, а не потребность. Вырисовывается новый комплекс: в нем сочетаются любовь к огню и инстинкт смерти, что и было определено Башляра как комплекс Эмпедокла. Подвергаясь неистовой страсти, бросаются в огонь рои белокурых бабочек. Они пьянеют от сияния исполняются увлечением. Сливаются воедино смерть, огонь, любовь. Бабочка-однодневка, принося себя в жертву всесожжения, дает нам установку вечности. В смерти — гарантия того, что мы перейдем в другой мир, но в утробе огня смерть перестает быть смертью. Созерцание огня обращает нас к самим источникам философской мысли. Огонь был одним из элементов Вселенной видимо потому, что в нем — начало мышления, ценнейший источник фантазии.