Психологические особенности профориентационной работы со старшеклассниками в современных условиях

Наблюдение за процессом учебной деятельности учащихся и оценка результатов его деятельности как методы школьного профконсультации становятся прогностическими тогда, когда рассматривается и оценивается в основном, успешная деятельность ученика. В противном случае учитель профконсультант использует дополнительные методы — беседу, выявление актуализированных в настоящее время интересы ученика, этого отношений и установок, намерений, использует педагогический эксперимент, анализ педагогического воздействия на ученика. И это помогает учителю не только составить свое впечатление о психологических особенностях учащихся в профконсультационных плане, но и выявить истине причины его неуспеваемости из какого вида учебной работы. Из специальных профконсультационных методик учитель может успешно использовать те, что разработаны Е. Климовим, а также группу личных методик, разработанных Б. Федоришиним, говорится о методиках выявления и оценки общих интересов личности (учебных, бытовых, спортивных, педагогических и т. п.), профессиональных интересов, профессиональной направленности и профессиональных намерений, коммуникативных и организаторских склонностей. Третий структурный элемент профессиональной ориентации — профессиональный отбор — определяется как система работы по предоставлению советов и помощи человеку принятия ею решения о таком выборе конкретного вида профессиональной деятельности, который бы максимально соответствовал субъективным и объективным условиям профессионального самоопределения, перспективам дальнейшего развития данной личности и ее успешной реализации в профессиональной деятельности.
туры в Абхазию
Часто профотбор совпадает с функциональной частью профконсультации. Такое совпадение определяется общностью методик, применяемых в этих двух системах. Но выделение системы профотбора в отдельный структурный элемент профессиональной ориентации необходимо через специфическую цель профессионального отбора. Его целью является не подготовка ученика к профессиональному самоопределению с отсроченным финалом, а именно этот финал, то есть решение вопроса о реализации профессионального самоопределения. Вводя понятие профессиональный отбор в систему понятий профессиональной ориентации, мы раскрываем его как процесс отбора профессии для человека такой профессии, которая в наибольшей степени отвечает интересам личности этого человека. Система профотбора является органической составляющей системы профессиональной ориентации и ее финальной частью. По своему содержанию и своей целью профотбор противостоит профотбора. Речь идет о сопоставлении двух полюсов; на одном — люди, на втором — профессии. При профотбора это сопоставление полюсов приобретает следующего содержания: с одной стороны — конкретный человек с его интересами, потребностями, притязаниями, с другой — множество профессий, из которых нужно выделить (подобрать) одну, наиболее соответствует интересам личности, а все остальные отсеять , В случае же профотбора с одной стороны расположена конкретная профессия со своими требованиями к психологической сферы личности, с другой — определенная множество людей, с которой нужно выбрать только тех, кто удовлетворяет требованиям данной профессий, а всех остальных людей отсеять. То есть, в первом случае фильтруются и в определенной степени дискриминируются профессии, во втором — фильтруются и дискриминируются люди. Взаимная связь между профинформации, профконсультация и профотбора в системе профориентационной работы имеет определенные особенности, вытекающие из задач и логики построения учебно-воспитательного процесса. Только при этих условиях становится возможным подобрать для человека такой вид профессиональной деятельности где личность максимально реализует свои способности. В таком случае человек имеет большие шансы на получение удовольствия от самого процесса и результата труда которую будет выполнять как специалист. 6. Место и роль профильных классов, лицеев и колледжей в подготовке конкурентно способного на рынке труда выпускника Рост значимости профессиональной ориентации сейчас связано с такими реалиями, как введение в современных общеобразовательных школах профильных профессионально направленных программ обучения, подготовка молодежи в лицеях и колледжах в профессиональной деятельности, стремление профессиональной школы сделать своего выпускника конкурентное способным на рынке труда и тому подобное. В проекте Концепции профильного обучения в старшей школе („ Образование Украины "№42 — 43 от 10 июня 2003) отмечается, что своевременное выявление профессиональных интересов и качеств школьников на этапе профильной подготовки способствует раннем профессиональному становлению личности. Умственная, коммуникативная и практическая деятельность в сочетании дают эффект целостного, гармоничного развития. Подростки стараются выбирать профессию отвечающей сложившимся у них представлениям о себе. Утверждаясь в профессии, соответствующей их „ Я-концепции ", подростки достигают самоактуализации. Они делают то, что, по их мнению, может доставить им удовольствие и максимально способствовать личному росту. Перед педагогическим коллективом школы стоит задача стимулировать развитие у учащихся тех психологических характеристик (особенностей), которые по своей сути являются предпосылками успешного профессионального обучения и успешной профессиональной деятельности в самых ближайшем будущем. Но для этого нужно прежде всего определиться с содержанием профессионально значимых индивидуальных особенностей личности каждого школьника, а также с возможностями, условиями и направлениями их развития. Нужно также определиться с дифференциацией учеников за их профессионально значимыми особенностями при распределении этих учеников по профилям обучения. При организации обучения в профильных классах надо учитывать, что многие современные профессии требуют от человека максимальной мобилизации интеллектуальных возможностей. Поэтому одной из задач улучшения обучения и воспитания является формирование у учащихся культуры мышления и творческих способностей. Культура мышления — это организация и оптимизация своей умственной деятельности в решении разнообразных проблемных ситуаций и умелое применение знаний. Современный человек должен быть всесторонне развитой, инициативной, изобретательной, должна иметь значительный запас знаний, умений и навыков, чтобы быть конкурентоспособной в условиях нестабильности и разнообразия рыночной экономики. В связи с этими изменениями современное образование должно органично включить в себя развитие интеллектуальных способностей учащихся и формирование у них культуры мышления как необходимого качества делового потенциала личности. Сама учебная деятельность также ставит все более высокие требования к интеллектуальным возможностям человека. Сейчас в условиях информационного взрыва ученикам очень трудно воспринимать всю научную информацию, необходимую для ориентации в огромном океане новых знаний. Эта способность в ориентировании знаний и научных сведений также предусматривает высокий уровень мышления человека, необходимость развивать свой интеллект. Поэтому понятно, какое огромное значение могут иметь методы диагностики и развития мышления, которые разрабатываются на основе данных психологической науки. Но вопросы, которые связаны с методами развития мышления, как собственно и другие вопросы психологии, значительно легче ставить, чем искать на них ответы. Психолог, работающий над проблемой развития мышления, может позавидовать учителю физкультуры, который знает, чего он должен достичь от своих учеников.