Психокоррекция подростков с психопатиями и акцентуация характера часть 2

Опыт работы с подростками «группы риска» При работе с подростками " группы риска "следует всегда помнить, что ребенок при нашей поддержке может либо превратиться в субъекта собственной жизни, способного себе помогать, преодолевать трудности, проявлять самоуважение и доверие к людям, а может превратиться в пассивное существо, зависимое от внешнего руководства и в помощи, не способную на собственный выбор и самопокладання ответственности, беспомощную, которая имеет лишь приблизительное представление о том, какой он есть, какой может быть, какой хотела бы стать. Первая и обязательное условие эффективного формирования личности — психическое развитие должно раскрываться в его закономерностях, объясняться в психологических категориях; опираться на возрастные новообразования, ценностное отношение к себе, что означает понимание ребенком своих добродетелей, достоинств, положительное переживание их, способность руководствоваться этими знаниями и переживаниями в реальной жизни, в поведении, поступках, деятельности. Размытость, неопределенность «Я» означает отсутствие индивидуальности, неповторимости, субъективности в личности, потере ею чувство своей индивидуальной самости. Чрезмерная гипертрофированность приводит, как правило, к эгоизму, эгоцентризма, формирует нереалистичной «Я-концепцию», способствует выработке неадекватной, завышенной самооценки. А неопределенная и гипертрофированная Я-концепция тормозит, усложняет взаимоотношения растущей личности с окружением, плохо ориентирует ее в окружающей среде.

пряжа оптом
Что же такое Я-концепция? Это динамичная, структурно организована система представлений личности о себе, которая включает: • осознание им своих физических, психических и социальных свойств (образ-Я); • самооценку (ценность, значимость, которой ребенок наделяет себя в целом, а также отдельные свои стороны — особенности деятельности, поведения, личностных проявлений); • субъективное отношение к внешним воздействиям. Благодаря оценке окружения, собственном наблюдению, сопоставлению с другими, растущая личность получает информацию о своих свойства — физические, психические и социальные. Знание своих свойств помогает ребенку соотнести их с определенными стандартами — возрастными, половыми, групповыми — и выработать определенную установку на себя как лицо, в чем-то похожа на других, а в чем-то существенно отличается от них. Работа с подростками базируется на выработке ими установок личности, имеющие различную модальность, в частности: • образ реального Я (представление ребенка о том, какой она является в данный момент жизни); • образ идеального Я (представление ребенка о том, какой она хотела бы быть, либо способностей и свойств стремится); • образ идеального Я (представление ребенка о том, как она представляется те, кто ее окружает). Акцентуация в работе с подростком базируется на представлении растущей личности, какая она есть, какой может быть и какой хотела бы быть, что является важным условием ее гармоничного развития. На каждого подростка «группы риска» ведут дневник наблюдений , записи в котором делают в течение всего пребывания ребенка на учете, данные наблюдений постоянно фиксируют (как во время учебно-воспитательного процесса, так и во внеклассное время — общения со сверстниками, в перерывах и т. д.). На первой странице следует подать обязательную информацию о ребенке: дату рождения, структуру семьи, психологический климат в семье, род занятий родителей; их культурный и образовательный уровень, типологические и характерологические особенности ребенка; сферу интересов. Дневник целесообразно разделить на три части , каждый из которых отводят для записей определенного содержания и направления. Первая часть : фиксируется отношение ученика к деятельности (каким видам деятельности предпочитает, какие не слишком прибегают ребенку, какие вовсе не выходят, ведущие мотивы деятельности, на что в деятельности ориентируется; всегда доводит начатое до конца: как относится к трудностям — мобилизуется на их преодоление, обращается за помощью, теряется, нервничает, оставляет работу незаконченной: как реагирует на успех (неуспех) своей деятельности — спокойно, индифферентное, бурно; способен без побуждение извне, без напоминаний проверить то, что сделал, внести коррективы, улучшить сделанное, исправить ошибки: как оценивает результаты труда (своей и других) — объективно, завышены, занижена и тому подобное. Вторая часть : фиксируется отношение ребенка к другим людям (как относится к взрослым — родных, учителей, знакомых, чужих, как относится к сверстникам: друзей, лидеров, безразличных ребенку, неприятных людей; как относится к лицам своего и противоположного пола, ребенок чаще бывает лидером или подчиняется; какой вид общения предпочитает: деловой или личностном; какими средствами общения пользуется чаще — словами, мимикой, жестами; какой круг товарищей — широкое, видимо, узкое; как ведет себя во время спора — отстаивает справедливость, настаивает на своем, уклоняется от спора, принимает точку зрения большинства и т. п.); Третья часть : фиксируется отношение ребенка к самому себе (что знает ребенок о себе; которой себя считает; может выделить свои достоинства (недостатки), или чувствует себя уверенно; развито в нее чувство собственного достоинства, в чем оно проявляется; развито чувство стыда, чего именно стесняется ребенок; развито чувство вины; или высок уровень притязаний; как осознает свою половую роль; развито чувство совести: как осознает себя во времени прошлом, настоящем , будущем: как относится к своим правам и обязанностям, насколько развито чувство ответственности и долга: как относится к своей внешности, телосложения, способностей, личностных свойств и т. п.). ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ БЕСЕДЫ С подростки, имеющие непосредственное отношение к «Я» Беседа «Настроение» 1. Что означает «хорошо себя чувствовать»? 2. Как ты узнаешь, какой у тебя настроение? 3. Когда у тебя преобладает хорошее настроение? 4. От чего твой нас грей портится? 5. Как ты сейчас себя чувствуешь? Почему? Беседа «Желание» 1. Чего тебе больше всего хочется? 2. Или выполнимая это желание? Почему? 3. Что ты будешь чувствовать, если оно действительно осуществится? Почему? 4. От кого зависит осуществление этого желания? 5. Чего ты больше не хочешь? Почему? 6. Что ты можешь сделать, чтобы нежелательное ни случилось? Беседа «Любовь» 1. Что означает «любить»? 2. Как узнать человека, который любит? 3. Кого ты любишь? Почему? 4. Кто любит тебя? Почему? 5. Как ты узнаешь о том, что тебя любят? 6. Любишь ли ты себя? За что именно? 7. Чем ты себе не нравишься?