Психологические особенности диалога ' студент — компьютер ' часть 4

Если разные позиции развиваются несколькими лицами, то имеет место внешний диалог, а если одной, — то внутренний. Последний имеет место тогда, когда человек ведет диалог сама с собой и происходит столкновение различных точек зрения. Итак, монологическое по форме речи, скажем, учителя по своей сути также может быть диалоговым, когда он развивает несколько позиций. В то же время взаимодействие типа вопрос — ответ — вопрос ... довольно часто по сути есть не что иное, как система последовательных монологов. Это случается, например, в тех случаях, когда компьютер не понимает сообщение студента и делает вывод о его правильности или неправильности на основе сравнения ее с шаблоном. В условиях компьютерного обучения должны осуществляться внешний и внутренний диалог. Для определения взаимодействия студента с компьютером употреблять слово диалог можно очень условно, здесь речь идет собственно об обмене сообщениями. Вместе с тем следует отметить, что иногда трудно провести границу между обменом сообщениями и диалогом, особенно в том случае, когда эти сообщения представлены в языковой форме. В учебной системе общения фактически моделируется, и один из партнеров (тот, кто разрабатывает учебную программу) только мысленно осуществляет общение, заранее составляя программу диалога (при этом он программирует НЕ диалог, а только правила его осуществления). Именно поэтому программа диалога отчуждается от разработчика (начинает «жить своей жизнью»). Разработчик, как правило, не может заранее точно определить, какое именно сообщение на данный момент компьютер выдает студенту, тем более, что компьютер часто даже совершенствует программу диалога.
запчасти для иномарок интернет магазин

Итак, диалог с компьютером ~ это технически опосредованное общение с новым типом усреднения, когда посредник (медиатор), приобретает в ряде случаев автономной поведения, а один из партнеров (разработчик программы) настолько удаляется от процесса общения , что его можно не принимать во внимание. опосредованный характер диалогового взаимодействия студента с компьютером оказывается, с одной стороны, в наличии определенных ограничений на контакт и поэтому некотором оскудении этого диалога сравнению с межчеловеческим общением, а с другой — в компенсации этих ограничений благодаря новым возможностям компьютера, которые нельзя практически реализовать в условиях обычного общения людей. Эти ограничения обусловлены, во-первых, с компьютером в понимании сообщений студента, во-вторых, определенными особенностями ситуации диалога, в-третьих, отсутствием неязыковых компонентов общения — мимики, жестов, интонационных выразительных пауз. В диалоге с компьютером также отсутствуют и такие средства, способствующие восприятию и пониманию диалогической речи, как интонация, тембр речи и т. д. . 2.2. Основные параметры диалога студент-компьютер Как педагогическое общение диалог студента с компьютером необходимо рассматривать в контексте учебного процесса, где диалог выступает как средство деятельности: для педагога — это средство учебной деятельности, для студента — учебной. Параметры диалога, имеющих важнейшее значение: — педагогическая направленность; — сфера диалога; — адаптация; — симметричность; — личностная отнесенность; — структура партнерства; — функционально-ролевые особенности; — модальность общения; — функции. Дадим краткие характеристики каждого параметра. Педагогическая направленность является важным параметром диалога студента с компьютером так диалог весомый не сам по себе, а как средство для достижения основной учебной цели, ее уровень зависит от того, насколько диалог учитывает цель обучения. Можно выделить три уровня педагогической направленности: Первый уровень диалога — фатического, псевдодиалог, при котором ответ строится на основе формальной перестройки сообщения. Педагогический эффект фатического диалога в учебном процессе незначительный. Здесь сообщения компьютера не содержат сведений, касающихся решения конкретной задачи, а советуют еще раз подумать над условием задачи, обратить внимание на ее требования и т. д., то есть выполняют роль стимулирующей подсказки. Для второго уровня диалога характерна направленность на решение задачи без учета цели обучения. Здесь компьютер моделирует деятельность не педагога, а специалиста по определенной предметной области. Педагогическая ценность такого диалога также незначительное, так как не учитываются существенные особенности обучения: ведь основное значение имеет не решение той или иной учебной задачи, а именно усвоение способа решения задач определенного типа, а также достижения более отдаленных целей. Для этого необходимо формировать у студента систему обобщенных умений по решению задач определенного типа, эффективных стратегий решения. Необходимо предусмотреть также формирование определенного отношения к учебной деятельности, рефлексии собственной деятельности, умений правильно оценивать свои ошибки, преодолевать трудности и т. д. На третьем уровне диалога учебный влияние строится таким образом, чтобы обеспечить достижение целей обучения, в том числе отдаленных. Сфера диалога определяется теми объектами, на которые он может быть направлен. Напомним, что диалог, который мы анализируем, касается учебной деятельности студента. В зависимости от того, какие вопросы студента система допускает, которые его сообщение понимает и на которые дает ответ, выделяют такие аспекты диалога: — условие задачи (ее уточнение); — общие принципы ее решения (теоремы, аксиомы, формулы, правила, эвристики); — план решения задачи; — конкретная операция по решению задачи; — оценка оптимальности решения задачи; — анализ ошибок студента; — анализ деятельности студента по решению задачи (например, оценка стратегии поиска развязку). Адаптация компьютера предполагает учет определенных особенностей студента. При этом можно выделить два направления адаптации. Для первого направления характерна особое внимание к контексту задачи, для второго, кроме этого, — учет индивидуальных особенностей студента. В рамках первого направления каждой ошибке соответствует определенный вспомогательный влияние. Для второго направления характерно наличие модели студента (как правило, динамической), учитывающий его определенные индивидуальные особенности мышления, восприятия и тому подобное. Поэтому здесь учитывается не только количество и характер ошибок студента, но и та помощь, которая оказалась достаточной, и т. д. Параметр симметричности характеризует степень инициирования диалога каждым партнером, а также возможность выхода из диалога. Симметричный диалог предполагает равенство партнеров в его инициировании, порождении всех типов реплик, выборе предмета диалога, выхода из него. По личностью соотнесенность различают анонимный, социально-ориентированное и личностное общение.