Личностные дисгармонии как деформации ролевого поведения. стратегии ролевой психотерапии часть 2

Одним из вариантов такого «разрушения ситуации» является изоляция от социума, навязывает личности нежелательные роли, поиск «экологической ниши» для своей деятельности. Возможна и полная изоляция, фактически «побег из роли»: затворничество, видхид в монастырь и т. п. Еще один способ такого бегства — погружение в себя, в свой внутренний мир с помощью творчества, захват (от хобби к эзотерической философии и веры в Бога) а также путем алкоголизма, наркомании. Фактически здесь действует механизм защитной функции роли, о котором уже говорилось. Изоляция от социума осуществляется с помощью новых «защитных» ролей «футбольного фаната», «верующего в Бога», «алкоголика» и др. Иногда ролевые ожидания является искаженным отражением истинных экспектаций социума, то есть те требования, что группа будто выдвигает по ролевого поведения человека, оказываются «вымышленными» им самим. При такой гиперсоциализация (если это, разумеется, не клинический случай паранойи) нужна психокоррекция представлений субъекта о ролевые ожидания. Если представление все же адекватные, и человек не может ни поменять группу, ни повлиять на ее ролевые ожидания, а постоянное подавление своих поведенческих проявлений ведет к невротизации личности, можно попробовать скорректировать ролевые переживания, то есть постепенно принять собственную роль , что к этому активно отвергалась. Для преодоления ролевых конфликтов часто требуется взаимная коррекция ролевых ожиданий индивида и группы или партнеров по общению. Такая помощь актуальна, например, в семейных отношениях, когда возникает ролевая несовместимость супругов или родителей и детей.
балка 30 ш1 вес метра

Это ведет к взаимному принятия ролей другого человека, то есть принятию человека таким, какой он есть. Последнее условие особенно важно, потому что неприятие человека и его ролей — это одна из основных причин возникновения всех ролевых конфликтов. Взаимную коррекцию ролевых ожиданий можно осуществить используя Психодраматический технику «обмен ролями». Партнеры в общении по очереди играют роль себя и своего партнера, имея возможность «посмотреть» на себя ЗОКу и побыть "в шкуре другого человека. Механизмы гармонизации личностного развития заключаются в реконструкции ролей и моделей ролевого поведения и взаимодействия ( как реконструкция трехкомпонентной структуры ролевого взаимодействия). Для этого необходимо осуществить коррекцию неконструктивных и неадаптивных компонентов ролевого взаимодействия. Во всех видах ролевой психотерапии большое значение имеет ролевое переживание как средство гармонизации внутреннего мира человека (изменений и достройки жизненного мира личности, катарсический очистки от кризисных и кризоподибних состояний и т. д.). Любой я как человек, находящийся в критической жизненной ситуации, справляется с психологическими трудностями путем особой внутренней деятельности, которую Ф. Ю.Василюк назвал переживанием, и которая, по его мнению, является формой реализации жизни, приведенного в одном из типов жизненного мира. Согласно нашим исследованиям, творчество, которое является одной из форм адаптации человека к неблагоприятным жизненным обстоятельствам, всегда сопровождается особыми процессами во внутреннем мире человека. Внутренний мир — это часть жизненного мира человека, образуется благодаря взаемоперетинанню мира внешнего и внутреннего (Титаренко Т. М., 1991). Внутренний мир — это не только отражение внешнего, но и создание мнимых компонентов, таких, которых в реальном внешнем мире никогда не было. Творчество человека — это не только создание творческого результата, но и построение субъективного творческого мира со своим пространством и временем, развитие воображаемой внутренней картины мира, представляет собой искусственный мир со своими воображаемыми событиями, с целым рядом воображаемых людей, включенных в этот мир . Человек, выстраивает этот мир, и себя тоже, включает в него и в воображаемые события, которые в нем происходят. Таким образом, творчество является одним из способов обогащения человеком своего жизненного мира, которое осуществляется дополнением психологического пространства-времени человека путем создания воображаемых пространственно-временных миров. Расширяя границы своего бытия, человек получает возможность дополнительной самореализации, проживая не одно, а как бы несколько жизней, условно становясь тем, кем на самом деле она стать не может. Построение воображаемого внутреннего мира человека как следствие различных актов творчества человека является действенным средством психологической реабилитации в том случае, когда жизненный мир человека разрушен подвергся серьезным деформациям, что характерно для людей, переживающих кризис. Этот терапевтический эффект заключается в том, что реальные или мнимые жизненные роли имеют общие эмоционально-мотивационные механизмы. Поэтому невозможность (или неполная возможность) реализовать себя в реальном мире событий (а это одно из последствий жизненного кризиса) может компенсироваться самореализацией в творчестве, в творческом воображаемом внутреннему миру. Подобное возможно благодаря ролевой децентрации, т. е. своеобразном перевоплощению в объект своего творчества. Создатель идентифицирует себя с тем образом, который формирует его творческое воображение. Это сопровождается ролевым переживанием, то есть особым видом переживания, которое возникает в итоге не поведенческого, а чувственного проигрывания психологических ролей — как тех, которые задаются жизнью, так и таких, которые создаются искусственно. Сила этого переживания может быть разной, доходя до потрясения, переживания катарсиса. Следовательно, можно утверждать, что творчество помогает реконструировать деформирован или разрушен кризисом жизненный мир человека. Это делает чрезвычайно актуальными различные методы психотерапии творчеством и творческим самовыражением (Бурно М. Е., 1989). Мы выделяем два основных средства построения воображаемого внутреннего мира, определяются преобладанием активной или пассивной воображения. Первый связан с творчеством в полном смысле этого слова, с придумыванием для себя «другой жизни» и переживанием его событий. Второй способ связан прежде всего со восприятием результатов творческой деятельности других людей, при котором происходит «ролевая децентрация», то есть перенос себя в созданный пассивной воображением мир и отождествление себя с кем-то (чаще всего, с каким-либо персонажем, действующим лицом творческого сюжета).