Психоанализ огня и фантазии. сублимация в творчестве и катарсис. г. башляр (1884—1962) часть 2

Целостность произведений обусловлено воплощением определенных комплексов. Если их нет, произведение лишено корней, уходящих в почву бессознательного. «Эмпедокл» Гельдерлина имеет эстетическую целостность именно потому, что освещает комплекс Эмпедокла. Ведь последний предпочитает смерти, растворяет его в чистой стихии Вулкана. Это поистине космическая смерть, когда вместе с мыслителем гибнет вся Вселенная. Зов огня остается важной темой в любом толковании природы человека и его поведения. Геракла очаг служит в поэзии естественным символом судьбы человеческого рода. Так осуществляется бессознательная работа фантазии. Исходя из этого толкования можно утверждать, что воображение оказывается сильнее, чем опыт. Психоанализ и первоначальная история. Комплекс Новалиса. Хотя психоанализ сделал немало для интерпретации психики первобытного человека (К. Г.Юнг и др.), Однако рациональные объяснения здесь не могут быть полностью исчерпывающими. Открытие первобытного человека неадекватно (сугубо положительно) толкуются современной наукой, ведь она не учитывает психологических условий этих открытий. Задача, которую ставит в связи с этим Башляра, — выявить бессознательное в сознательном, субъективные ценности — в объективной очевидности, фантазию — в опыте. Ведь и наука использует воображение, а затем проверяет ее продукты экспериментальное. Рационалистическое объяснения добычи человеком огня сводится к теории двух сухих палочек ". Но как же люди могли этого сделать? Рационалисты не входящие в ситуацию первобытного человека, ведь в природе такое явление никогда не наблюдалось.
профилированный брус

Ни один из способов получения огня трением, используемых примитивными народами, не мог быть непосредственно подсказан наблюдением какого-либо природного явления. На это обращал внимание также Шлегель. Башляра утверждает, что с позиции психоанализа, в конце концов, можно вывести вероятное объяснение. Трение — это опыт откровенно сексуального характера. Любовь была первой научной гипотезой объективного воспроизведения огня. Прометей — скорее пылкий любовник, чем философ-интеллектуал, а месть богов к нему вызвано ревностью. М. Мюллер, выдающийся лингвист, замечал, что огонь является сыном двух кусков дерева. Объяснение этого Башляра ищет в интимном опыте деликатного прикосновения — ласки, от которой горит тело любимого. Все это свидетельствует о родстве любви и огня. Психоаналитическое толкование наиболее истинное: первоначальной свойством подвижности наделена человеческую руку, которая имитирует интимные ласки. Перед тем как стать сыном дерева, огонь был сыном человека. Башляра приводит большое количество трактатов, преимущественно XVII в., В которых догадки психоаналитического плана выражены достаточно ярко. Трение кусков сухого дерева давало человеку удовольствие, ведь в ее фантазии царила сексуальность. Часто для добывания огня рекомендуют брать куски дерева различных пород. При енергийнолгу трении эвритмия вызывает эйфорию. Ритмы гармонизируются. Сам Башляра шаг за шагом проводит неутомимый поиск либидо и его сублимации во всех видах человеческой деятельности. Башляра согласен с Фрэзером деятельность первобытного человека толкует слишком утилитарно, а не с позиций психологического удовлетворения. Речь идет о работе «Мифы о происхождении огня», в которой среди тысячи только две-три толкуются в духе либидо. Башляра отмечает, что первоначальная феноменология является феноменологией аффективности: с фантомов она творит объективные сущности, желание перевоплощает в образы, соматический опыт — в материальный, любовь — в огонь. Близкие мысли задолго до Башляра были сформулированы Л. Леви-Брюдем. Всю поэзию Новалиса можно было бы интерпретировать с позиции психоанализа огня. В ней ярко выражено влечение героя пережить перписишн состояние. Здесь выступает и Божество трения — создатель огня и любви. Башляра считает феномен Новалиса таким характерным, что типизирует его в особый комплекс. Новалис живет более концентрированным теплом, чем лучистым сиянием света. У него на первое место, предваряя гетевскому свету. выступает ласковое темное тепло, пронизывающее собой все фибры бытия. Π ир ο феноменология. Комплекс Π антагрюеля. По мнению Башляра, огонь был выходным предметом рассуждения, первым феноменом, ведь он является спутником жадности любви. В созерцании огня изначально сложилась судьба разума, порождающего поэзию и науку. Homo faber — человек этажное. Тот же, кто мечтает у огня, находится в становлении. Огонь является первый фактор феномена мира, ведь этот мир изменчивее. И огонь все меняет. Першофеномен — это не только феномен пламени, живого, поющего, это феномен, который возникает благодаря огня. Первый феномен является пирофеноменом. Ошибка науки (и философии) заключается в том, что огня предоставляют субстанциального значения. Представление о «питание» огня (донаучное бессознательное) приводит к необходимости выставить еще один комплекс — Пантагрюэля. Понимаемый как субстанция, огонь создает объективность суждений. Так, тепло объясняется измельчением пищи в желудке. Предполагают невидимый огонь в недрах вещного мира, материи. Это своеобразный «калоризм», когда неживое присоединяется к животному состоянию. Интериоризация огня дает основание для возникновения разного рода интеллектуальных противоречий. Предметом обсуждения выступают не объективные качества, а субъективные. С них начинается познание, но дальше, используя термин Пиаже, можно говорить о децентрацию. Ученый отказывается от личностного характера своего знания и стремится к социализации своих убеждений. Комплекс Гофман а. Е. Т. А.Гофман и Е. По сравнивают огонь. горения с эффектом вызывает алкоголь. Гофмановских алкоголь горит. Он чисто мужские качества огня. Алкоголь По утепленной приносит забвение и смерть. Это чисто женский знак воды. В XVII в. часто говорили о самовозгорание людей, пропитанных алкоголем. И в художественной литературе (Э. Золя и др.) Есть немало аналогичных рассказов, хотя Башляра находит в Золя в этом плане скудный субстанциализм, плоский реализм и т. д.