Психомоторика в составе деятельности человека

Реферат на тему: « Психомоторика в составе деятельности человека» Исполнительское часть действия, особенно трудовой, включает движения человеческого организма непосредственно воздействуют на предмет труда через орудия труда. И. М. Сеченов, рассматривая природу произвольных движений, отмечал, что хотения (потребность) тогда будет мотивом или целью, а движения — действием, или способом достижения цели, если движение осознается как средство удовлетворения хотения. Действие, в которой объединяются чувственный и двигательный компоненты, называется психомоторной действием, или психомоторикой . В двигательной активности человека можно выделить четыре уровня: 1) уровень целостной деятельности; 2) уровень отдельного акта деятельности; 3) уровень макрорухив, из которых из-за вступления предметности и реализацию целевых программ строятся действия; 4) уровень микродвижений, которые являются элементарными двигательными актами; микрррухы интегрируются в пространственно-временном соотношении в макродвижения.
застеклить балкон по хорошим ценам в Перми

К. К. Платонов, исследуя психомоторику человека в трудовой деятельности, пришел к выводу, что связь восприятия и ответы-движения может осуществляться в разных формах, а именно: 1) простая сенсомоторная реакция — наиболее быстрый ответ заранее известным простым единичным движением (например, нажатие или отпускание кнопки) на заранее известный сигнал, который может появиться внезапно; 2) сложная сенсомоторная реакция (разрозненных, выбора) — ответ на несколько возможных сигналов, которые появляются в определенной (случайной) последовательности, заранее оговоренным способом; 3) сенсомоторная координация — сложный и найти-повешу для трудовой деятельности сенсомоторных процесс; в сенсомоторной координации динамическое не только сенсорное поле, как это имеет место в реакции на движущийся объект, но и реакция двигательного акта; сенсомоторная координация имеется, когда существует согласование (координация) движений с динамичным образом, например, «реакция слежения» — содержание с помощью движений в заданном положении объекта, который имеет тенденцию к непрерывных отклонений; 4) идеомоторика — связь представление о движении с его выполнением, взаимосвязь слова и ДЕЙСТВИЯ (первой и второй сигнальных систем); экспериментальное установлено, что двигательные представления всегда сопровождаются микроскороченнямы мышечных групп, которые реализуют воображаемые движения. сенсомоторики — это процесс, в котором отражен связь психики с мускульным движением. Однако не каждый мускульный движение человека, например, дрожь от холода или «клев носом» того, кто засыпает сидя, является сенсомоторики. Но всякий рабочее движение, т. е. движение, которое входит в процесс труда как средство ее существования, всегда составляет проявление психомоторики. Трудовая деятельность реализуется в результате выполнения действий различной сложности и назначения. Трудовые действия выражаются в движениях, которые характеризуются силой, скоростью, продолжительностью; точностью, ритмичностью., Скоординированность. Рабочие движения делятся на: 1) основные — минимально необходимые для достижения цели трудовой действия; 2) поправочные — уточняют основные относительно отклонений от "заданных * параметров выполнения действия; 3) дополнительные — такие, которые не касаются основной задачи, но необходимы как вспомогательные для основного трудового акта факторы; 4 ) аварийные — дополнительные, необходимые для ликвидации последствий аварийной (или предаварийном) ситуации; 5) лишние — те, что мешают основным рабочим движениям; 6) ложные — те выполняемых вместо правильных движений, не связанные с целью и не приводят к ее достижению (К. К. Платонов). Структура построения рабочего движения определяют три взаимосвязанных фактора — физиологический, психологический и механический. Физиологические механизмы построения движений связанные с деятельностью специальных отделов коры головного мозга. Важную функцию здесь выполняют «каналы» обратной связи, информация которых является основой оценки и координации хода и результатов движений. Психофизиологические механизмы координации и построения движений играют чрезвычайно важную роль в профессиональном обучении. Для обучения быстрых и точных движений, составляющих трудовые действия, необходимо создавать условия, обеспечивающие быструю и точную оценку результатов действий обучающихся. Психологические механизмы обеспечивают целевую оценку и опо-середкованисть регуляции движений. Движениям как компонентам операдионального состав сенсомоторных действий присущи целесообразность, адекватность (соответствие ситуации и состояния объекта деятельности), полиефекторнисть (возможность выполнения одной и той же действия с помощью психомоторных компонентов), согласованность (пространственно-временная), подчиненность (с другими участниками деятельности ). Механические характеристики рабочего движения определяются путем, осуществляющий конечность (рука, нога) в пространстве, то есть траектории, в которой различают форму, направление и объем движения; скоростью — величиной пути, приходящаяся на единицу времени (движения могут быть равномерными, равномерно-ускоренными, равномерно-замедленными, неравномерно-ускоренными и неравномерно-замедленными); темпом — И частотой повторения циклов одинаковых движений; силой, т. е. создаваемым давлением или тягой. В экспериментальных исследованиях психомоторики человека одним из главных показателей его развития и функциональных особенностей является тремор — непроизвольные ритмичные мускульные колебания, вызывающие колебательные движения конечностей, туловища; чаще прослеживается тремор пальцев рук, головы, век. Н. А. Розе в исследованиях тремора рассматривает его в двух самостоятельных срезах: 1) тремор как показатель степени координации движений; применяются различные варианты методик измерения статического и динамического тремора с целью определения точности, скоординированности движений в пространстве и времени; 2) тремор как регулятор продолжительности и успешности выполнения движения; при всей важности этой функции тремора она еще недостаточно исследована; имеющиеся данные позволяют утверждать, что регулятивная функция тремора являются по сути энергетической; это подтверждается обнаруженными високозначущимы корреляционными связями низкочастотного тремора с дыханием и кровообращением. Существует предположение (В. С. Гурфинкель, Я. М. Коц, М. П. Шик, К. П. Иванов), что частотный компонент присутствует и в самой мускульной активности. Изучение развития двигательной сферы человека показало, что: 1) до 13 — 14 лет функциональное созревание двигательного анализатора заканчивается; 2) в возрасте 27 — 33 лет заметный регресс моторного обучения, однако продолжается прогресс вербального обучения; 3) любая отдельная характеристика различных двигательных систем — силовая, скоростная, точностные — развивается крайне неравномерно; 4) прослеживаются некоторые возрастные особенности проявления психомоторики в различных видах труда. Так, в возрасте от 18 до 25 лет основная масса работающих обслуживает конвейерное; производство, станки-автоматы и полуавтоматы, в 26 — 30 лет 65% от общего количества — операторы на пультах управления, 15% — слесари-наладчики. Однако при всей изменчивости и вариативности показателей тремора в исследуемых разных возрастных групп "подтвердился факт определенной индивидуальной устойчивости тремора, который определяет индивидуально-типические особенности каждого исследуемого, а также возрастно-половые и некоторые профессиональные особенности тремора» (Н. А. Розе, 1985). Профессиональное мастерство включает как личностные, так и психофизиологические, психомоторные свойства человека. В становлении мастерства органически связаны когнитивная, регулятивная и сенсомоторная сферы индивида. Существенную роль в и обеспечении успешности трудовой деятельности играют общетрудовые и специальные навыки, основу которых составляют перцептивные, интеллектуальные и сенсомоторные. Литература:

  • Психология / Под ред. Ю. Л.Трофимова. — К., 2000.
  • Немов Р. С. Психология: В 2 кн. — М., 1994.