Психологический аспект альтернативного воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей

Психологический аспект альтернативного воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Медиация между малолетним правонарушителем и жертвой, или пострадавшим (ой). Что выиграем мы, общество от проведения медиации? Поднятие сознания — процесс помощи лицу или группе лиц стать сознательными и чувствительными к существованию определенной социальной условия, проблемы или идеи, которые раньше вызывали у них мало заинтересованности (Англо-украинский терминологический словарь-справочник по социальной работе, Львов 2004г., Министерство образования Украины, НУ «Львовская политехника», Манитобский университет). Почти каждый день нам, специалистам, которые помогают пострадавшим женщинам, приходится оказываться в эмоциональном пространстве человеческой боли и страдания, обиды и жалости, желание мести или даже мыслей о самоубийстве. Эмоции и чувства, зачастую болезненные и негативные, иногда переполняют и души и сердца наших клиенток, а по большому счету, сферу их психического здоровья. Каждый пятый замужем клиентка, что обращается за помощью в наш Центр, имеет проблемы в семье. Это, в первую очередь, жалобы на взаимоотношения с мужем, (чаще всего алкоголиком и обидчиком) и сыном (реже дочери) подростками. Почему родители, учителя, соседи, участковые говорят о них: „ Это какие-то дебилы, раньше таких не было? " Почему они уходят из дома, тряскаючы дверью, оскорбляя родителей, убегают из школы и оказываются со своими сверстниками в подвалах и скверах, а теперь все чаще у игровых автоматов и в компьютерных клубах? С сигаретой или бутылкой в руках? Почему малолетняя агрессивность становится нормой поведения в подростковой среде?
адрес ссылки

Почему? Присутствует здесь аудитория разными путями пытается уберечь общество от малолетних правонарушителей и взрослых преступников. Как спасти нас? Наказывая их. По мнению криминологов многих стран, темпы прироста преступности в мире опережают темпы прироста народонаселения. Такая тенденция сохранится и в будущем. По меткому выражению российского криминолог В. В. Лунеева, человечество попало в „ криминологический капкан ". Статистка утверждает о чрезвычайном рост детской, подростковой молодежной, а также организованной и коррупционной преступности. В конце концов, вам это известно более подробно. Понятно, что государства не могут не реагировать на такую угрозу. Как правило, реакция государств заключается в активизации института наказания за совершенные преступления: расширении составов преступлений в уголовном законодательстве, увеличении жестокости наказания за имеющиеся составы преступлений, сокращении дискреционных полномочий судей. Такой подход привел к увеличению количества заключенных в тюрьмах, а затем, рост расходов государств на их содержание. А главное заключается в том, что карательный характер ответа государства на преступление повышает „ суммарную агрессивность "общества и предопределяет расширенное воспроизводство преступности, так считают мировые и отечественные ученые. В своем предисловии к книге „ Развитие медиации в Украине. Польско-украинское сотрудничество "госпожа И. Войтюк развивает мнение относительно смещения акцентов наказания преступников на другие способы реакции на преступление, в частности, восстановительное правосудие. Этот термин заинтересовал нас как достаточно содержательное понятие альтернативной формы реагирования наказания правонарушителей. Почему нас — социальных работников, работающих в сфере предоставления социальных услуг пострадавшим женщинам это заинтересовало? В восстановительном правосудии и медиации скрыт глубокий воспитательный и психологическое воздействие на обидчика, в частности это касается и малолетних правонарушителей. Программа примирения, которая в Украине делает первые шаги, должна занять видное место в нашем обществе. При работе с пострадавшими женщинами, мы всегда интуитивно чувствовали, что обидчику, или преступнику хорошо бы услышать то, о чем рассказывает консультантци жертва, избитая, униженная женщина, изнасилованная девушка, напуганная школьница, у которой в сквере сорвали малолетние преступники золотую цепочку с шеи. Их болезненные эмоции, страх, обида, гнев, чувство мести, пренебрежение ко всем окружающим, к себе или идентификация обидчиков со всеми мужчинами не может оставить равнодушными кого бы. Мы — специалисты, психологи, психотерапевты, юристки, социальные работники кризисных центров осознавали, что нам очень не хватает действенного механизма влияния на обидчика, ведь мы не можем защитить девочку от насильника или вора. И в то же время очень хотелось, чтобы и сама пострадавшая определенным образом должна влияние наказания насильника или вора. Как? Восстановительное правосудие, медиация, программа примирения — именно такой механизм. Как им овладеть? И кто должен владеть этим механизмом? По определению Тони Маршалла „ Восстановительное правосудие — это процесс, при помощи которого стороны, причастные к преступлению, совместно решают как обращаться с его последствиями и какие выводы сделать на будущее ". Это означает, что за столом понимание находятся обидчик, жертва и посредник или медиатор. Какова их цель? НЕ засадить малолетнего правонарушителя или преступника в тюрьму, а поискать и найти, если это возможно, альтернативные способы воспитательного воздействия на него. Нам известно, что пострадавшие лишь формально имеют права как самостоятельные участники уголовного процесса в Украине. На самом деле, потерпевшие практически не оказывают влияния на характер приговора. Все решает суд. Пострадавшие не имеют влияния на компенсацию ни моральных, ни материальных, ни психических понесенные потери от преступника или малолетнего правонарушителя. В то время как процесс медиации между потерпевшим (жертвой) и правонарушителем (обидчиком) может существенно изменить ход событий для обеих сторон. Обидчик имеет возможность услышать от потерпевшей все, что она чувствовала во время совершения преступления и эта возможность почувствовать чужую боль, а еще осознать, что именно от пострадавшей зависит его судьба, может многое изменить в мышлении и поведении обидчика. Медиатор, специально подготовленный к проведению такой работы, играет одну из ключевых ролей в этом процессе примирения или согласия, или поиска компромисса. К сожалению, судопроизводство не работает на осознание преступником или правонарушителем последствий совершенного зла, а сосредоточено только на наказании последнего. Такое направление уголовного судопроизводства только на наказание не может и не дает положительного влияния для общества в целом. Особенно, когда на скамье подсудимых — несовершеннолетний. Мировая практика утверждает, что реальный путь изменить это. Мы считаем, что использование медиации в конфликтных ситуациях, уголовных делах как гибкое решение проблем является дополнением или альтернативой для традиционного судебного разбирательства. Для наших клиенток так же важно, чтобы жертва имела шанс к диалогу с правонарушителем для получения извинений и определенной компенсации за причиненный ущерб. Медиация существенно может изменить сознание человека. Лицо получает возможности для новых, более конструктивных и менее репрессивных мер в решении того или иного дела. Понятно, что медиация требует определенных навыков, умений и специального образования. Именно поэтому, наша неправительственная организация, которая долгое время работает в правовом, экономическом и социально-психологическом пространстве помощи людям в жизненном кризисе, видит в программах примирения большой положительный ресурс в решении человеческих проблем. А для этого нам нужно больше об этом знать. Служба по делам несовершеннолетних нашей области и Ассоциация посредничества, созданной при содействии специалистов кафедры социологии и социальной работы института гуманитарных и социальных наук НУЛП способствуют внедрению такого пилотного проекта во Львове и области. Студенты — волонтеры могут стать одними из тех, от кого начнут отходить флюиды новых знаний по вопросам альтернативных способов воспитательных воздействий на малолетних правонарушителей. Ведь, зачастую, именно с них, по статистике, вырастают взрослые преступники. Итак, если нам, специалистам, учителям и правоохранителям, психологам и социальным работникам, родителям и всем взрослым, не безразличны судьбы наших с вами детей, если мы не хотим, чтобы они бежали из дома, воровали, употребляли алкоголь или наркотики, нюхали клей или срывали золотые цепочки из тонких девичьих шей, и наполняли исправительные колонии, если мы все заинтересованы в построении правового государства и безопасной среды, нам всем надо как можно больше распространять информацию о программах примирения и людей, внедряют их. Так утверждают и специалисты тех странах, восстановительное правосудие вступило своего положительного значения. Внедрение процедуры примирения потерпевших и правонарушителей абсолютно инновационным проектом. Нам — всем заинтересованным, нужно четко отработать нашу модель воздействий и изменений путем: проведение тренингов и семинаров для психологов, социальных работников школ, специалистов социальных служб, студентов; круглых столов по вопросам внедрения процедуры примирения; отработка механизма взаимодействия между заинтересованными организациями; распространение литературы по вопросам развития медiацiи в Украине; создание специализированных программ в СМИ; проведение информационно-просветительских кампаний для общественности; подготовки волонтеров для проведения информационных выступлений среди школьников; внедрение в учебные программы будущих юристов специализированных курсов по программ примирения. Эти и другие взаимодействия призваны способствовать лучшему внедрению в жизнь механизмов правозащиты и правосознания общества. В программе примирения скрытая большая альтернативная возможность поддержки для тех, кто поскользнулся на жестоком льду и нуждается в поддержке и тепла.