Психология влияния — суб`ектна парадигма часть 2

Настоящее «мы» как новое целое, не равна сумме частей, возникает тогда, когда индивиды, его образующих, имеют внутреннюю, душевно — духовного родство, психологически и физиологически совместимыми и признают самоценность и ценность для себя этого «мы» (как условия и средства саморазвития и взаиморазвития). Более прагматич и технологическим выглядит следующее задание, всегда встает перед человеком, который хочет найти себе не только «друга, товарища и брата», но и сотрудника, партнера, партнера, соратника или последователя, то есть человека-спивдияча. Здесь мало руководствоваться интуицией и чувствами, которые идут «от сердца», особенно тогда, когда такого спивдияча не удается найти, а следовательно, если его необходимо создать. Ведь для того, чтобы «сделать» другого человека своим единомышленником и соратником, необходимо по отношению к ней осуществить определенные влияния, которые вызвали нужны «пере-созидания». Однако, в этом случае может возникать вопросы этического характера: «Есть ли у нас вообще моральное право по своему усмотрению» превращать «другого человека?». Такая проблема действительно существует. Нередко случается, что субъекту А бывает трудно признать Б равноценным себе субъектом и удержаться от соблазна «преобразования» его из своего партнера, соратника у своего подчиненного.
беседка с барбекю

Иногда это является оправданным шагом, но иногда даже только мысль о таком «преобразования» приводит к разрыву отношений. Поэтому, если основным мотивом воздействия субъекта А на субъекта Б выступает именно установление партнерских отношений, достижение взаимопонимания, создание группы единомышленников, а не повод доминирование, тогда процесс преобразующего воздействия никоим образом не должен задевать сущностного ядра объекта этого влияния. Иными словами такого рода преобразующий влияние не должен приводить к искажению личности, деформации «Я-концепции» человека и т. д., а должен оставлять (гарантировать и даже обеспечивать) по своему объектом как право, так и возможность свободного суб`ектного самоопределение и преобразования самого себя. Важным представляется и другой момент. Так, настоящими соратниками, партнерами по жизни можно считать тех людей, отношения между которыми строятся не на поверхностном, а на глубинном, душевно-духовном, по существу-смысловом, собственно, онтопсихологической уровне. То есть, чтобы из отдельных индивидов образовалась настоящая (онтическое) общность «Мы» (которая является таким целым, не равна сумме частей, входящих в нее), необходимо, чтобы каждый из них соотнес и согласовал с другими свои суб`ектни (сущностные ) характеристики. Однако, чтобы такое сопоставление-согласование стало возможным и продуктивным, необходимо, чтобы участники этого процесса владели знанием о сущностной критериальную модель человека как субъекта своей жизни. По нашему мнению, в основу такой модели целесообразно положить теоретические представления о системе «субстанциальных интуиций суб`ектного ядра» и «суб`ектних механизмов психической активности» человека (8). То есть, если субъект А цель создать с субъектом Б деловую или иную общность «Мы», он должен осуществить систему определенного рода воздействий на субъекта Б, которые бы позволили а) выяснить что Б по сути хочет достичь в жизни; что он может и на что способен; насколько он решительный, на что готов решиться; который он исполнитель, насколько у него слова не расходятся с делами; по каким критериям он оценивает себя и других; каким опытом он обладает; в чем видит смысл своей жизни; б) соотнести свои суб`ектни характеристики с суб`ектнимы характеристиками Б; в) скорректировать то (в себе и другому), что будет мешать взаимодействия. Поскольку в ситуациях взаимодействия всегда кому отдается (или кем-то приобретается) право на лидерство, кто больше других заинтересован в создании общности «Мы», то именно этот лидер (у нас — субъект А) должен инициировать и организовать процесс согласования суб`ектних характеристик претендентов готовы (или могли бы) стать членами этой референтной группы или общности «Мы». Приведенная суб`ектно ориентирована исходная модель влияния человека на человека в реальной жизни (например, в процессе образования творческих научных коллективов, политических групп, партий, фракций и т. п.) может принимать различные модификаций. Так, например, какие критерии могут быть задействованы очень активно, а остальные лишь учитываться, находиться в латентном состоянии. Очевидно, что эффективность воздействий зависит от того, насколько их субъектом выдерживаются все из указанных критериев в их системной целостности. Ведь, если, скажем, «А» удалось своим влиянием достичь мотивационной единства с «Б», а достижению согласия относительно средств и способов взаимодействия он не уделил должного внимания, то можно ожидать, что результат такого воздействия будет низкий, а может и противоположный ожидаемому . К тому же, всегда остается открытым вопрос о том, каким образом обеспечить такого рода целостный влияние А на Б и которые социально-психологические механизмы следует положить в его основу. Понятие «социально-психологические механизмы воздействия» (СПМВ) следует отличать от понятий способ, средство, метод воздействия. В отличие от последних, любой СПМВ не может быть положительным или отрицательным, хорошим или плохим. Он или есть, или его нет. Один и тот же СПМВ может быть использован одинаково успешно тем, кто им обладает, как для реализации моральных, так и аморальных целей. Если в основу того или иного способа или метода (например, воспитательного, рекламного или пропагандистского) воздействия будет положен не тот, что нужно СПМВ, ожидаемый эффект принципиально недостижимым. Собственно, когда речь идет о (СПМВ), имеется в виду, что один субъект психической активности своими действиями может вызвать нужную ему психическую (душевно духовную) активность другого субъекта психики, а именно: определенные ощущения, перцептивные образы, представления, воспоминания, мысли, чувства, волевые действия, отношение, установки, поведенческие проявления и тому подобное. Итак, СПМВ в их совокупности следует, по нашему мнению, рассматриваться как из которых могут конструироваться различные методы, способы и приемы воздействия человека на человека. Это, прежде всего, хорошо известные в практике работы с людьми такие СПМВ, как убеждения, внушения, принуждения, вымогательства, санкционирования, упражнения, подражания, психическое заражение и другие (В. М.Бехтерева, В. Н.Куликов, Б. Д. Парыгин, Б. Ф.Поршнев, Г. Тарда, Ф. Тома и др.). Каждый из СПМВ имеет свою специфику и рассчитан на получение определенного психологического эффекта. Так, например, убеждения используется для того, чтобы изменить (или укрепить) убеждение реципиента, вызвать у него ощущение невозможности жить по другим мотивационными сценариям, а также понимание того, почему это так. Механизм убеждения основывается, с одной стороны, на доказательности (убедительности), то есть на аргументах, подтверждающих истинность и значимость для реципиента того, что ему предлагают, а с другой, — на сознательном, критическом отношении того, кого убеждают, к тому, что ему предлагается принять. В идеальном варианте убеждения человек, на которого оно направлено, должен хотеть то и в такой степени, что и в какой степени ей предлагает субъект воздействия. Кроме того, она должна быть способной и внутренне мотивированы отстаивать эти убеждения, как начала свои собственные.