Психолого-педагогическая модель преподавателя высшей школы и пути ее реализации

Опираясь на конкретно-социологические исследования, Д. Павлов построил простую, но выразительную, схему, которая раскрывает, кем является преподаватель вуза. Он разделил преподавателей на три группы. Первая группа, как отмечает Д. Павлов, имеет стосунково невысокий процент. Представители этой группы создатели не только в научных областях, но и в практике обучения и воспитания. Они быстро и правильно ориентируются в новом, прогрессивном, как в науке, так и в воспитательном процессе, умеют удачно передать студентам знания и подают их так, чтобы присутствующие в аудитории усваивали эти знания под углом гражданской позиции Для них студенческая аудитория не просто местом выполнения обязанностей лектора, а в первую очередь творческая лаборатория. Научные труды, лекции и семинарские занятия таких преподавателей является то незаурядное. Такой преподаватель является примером подражания для студентов. Вторая группа — это люди, которые являются опытными учеными, но неподготовленными или по своим природным данным плохие преподаватели. Можно хорошо знать свой предмет, пишет Павлов, активно проводить научную работу, но незнание или игнорирование педагогических основ детерминирует низкую засвоенистю слушателями того, что произносится с кафедры или обсуждается на семинарском (практическом) занятии.
сайт видеонаблюдения

Поэтому, какой бы ни был уровень желания привить своим воспитанникам заинтересованность своим предметом, этот преподаватель не найдет соответствующего резонанса в душах молодежи. Третья группа — это преподаватели, которые по тем или иным причинам не занимаются научной работой, но хорошо владеют методикой педагогического процесса. Доказано, что такие преподаватели со временем испытывают недостаток знаний, жизнь требует от них не громких деклараций, умело обрамленных в педагогические формы мастерства, но и глубокого понимания содержания новых открытий в той или иной области науки, своего вклада в новации, в общий престиж отечественной научной мысли. Четвертая группа преподавателей, согласно исследованиям болгарского ученого — это люди, которые случайно попали в школу или вуз. Когда заходит речь об усилении научно-воспитательной работы, они, как правило, маскируют свою научную и гражданскую нищета формальными никому не нужными мероприятиями, педантичностью. Поэтому когда мы говорим о личности преподавателя, следует рассматривать ее с нескольких сторон, но основными являются обучения с учетом последних достижений науки и воспитания. И лучшая система профессионализации учебного процесса педагогического вуза не сработает, если ее не будут осуществлять преподаватели высокой квалификации, методично эрудированные, хорошо знающие школу и не равнодушны к его потребностям. При всей важности соответственно профессионально направленных учебных программ, аудиторной, самостоятельной, в том числе научной работы студентов, решающей все же есть личность преподавателя, его идейно-научный, психолого-педагогический и методический уровень. Какой же корпус лекторов нужен педагогическом вузу? Такой, который сочетает в себе глубокую научную эрудицию с основательным знанием общеобразовательной школы и хотя элементарными методическими умениями. Нетрудно предсказать программу и направления деятельности того преподавателя, который сразу после окончания вуза обучался в аспирантуре и после нее стал работать в институте. Такой преподаватель восходит к студента с высоты своей науки и даже при истинном стремлении связать свои лекции с практическими потребностями школы мало что даст будущим учителям. О чем бы ни говорил преподаватель педвуза, он мысленно обращаться к основной цели своей деятельности — подготовки студента к работе в школе. Но и цель для некоторых не имеет четких очертаний. Поскольку современная дидактика общеобразовательной школы недвусмысленно взяла курс на развивающее обучение, то лелеять учителя, способного осуществлять этот курс, могут только те вузовские преподаватели, которые свободно владеют методикой активизации интеллектуальных сил. К сожалению, часть преподавателей свое и не единственное предназначение видит в том, чтобы преподавать науку в «чистом» виде, и отвергает возможность малейшего шага в сторону школы, считая, что ориентиры на ежедневные нужды школы при меньшем авторитет высокой ... теории ... . Это, мол, не наше дело, это дело методистов, говорят они. На сближение со школой идут только педагоги-энтузиасты. Такие преподаватели искусственно отгораживаются от методики и игнорируют межпредметные связи. Игнорируя методику, они вредят коллеге-методисту — без их помощи он не способен сформировать у студента профессиональные умения и навыки, без которых останется мертвым грузом изложенный ими весь теоретический материал. В этом — главная суть взаимосвязанных в вузе теоретических дисциплин и методики их преподавания. Важные и другие аспекты. Если преподаватель любого предмета связывает его со школой, в глазах студента данная наука набирает практического значения, вызывает к себе повышенный интерес. Да и сам теоретический материал усваивается осмысленнее, крепче, поскольку он подается в органическом единстве с методикой его преподавания. Сложное социально-психологическое новообразование, которым является лицо учителя, может формировать только профессионально направлен преподаватель вуза. Такой педагог будет способствовать также формирования специалиста качеством своих лекций, способом организации практических и семинарских занятий, тактичностью в общении со студентами, нравственностью своего поведения в быту, даже самой манерой держаться. Срабатывает вечная проблема контактов. И это контакт со стороны преподавателя индивидуальный, групповой или массовый — они всегда выполняют не только коммуникативную или воспитательную, но и профессионально-педагогическую функции, является фактором формирования творческой индивидуальности, программирование свойств будущего педагога. Речь идет лишь о том, чтобы эти контакты (а значит, и влияние) были осознанными, целенаправленными. Личность преподавателя становится фактором педагогического воздействия на студентов и средств развития у них профессионально-педагогических качеств. В связи с этим вызывает интерес такое исследование. На вопрос: «с одинаковым настроением идете на все занятие» — 90 процентов студентов ответили, что нет, неодинаково на первое место они ставят интеллект преподавателя, умение обучать мыслить, на втором — методическую подготовку, на третьем — свойство не замыкаться в рамках своей науки, на четвертом — оптимизирующий настроение, доброжелательность, уважение к студентам . Импонирует студентам острота мысли преподавателя, одержимость своей наукой, богатый жизненный опыт, высокая педагогическая культура, умение свободно и интересно рассказывать, одним словом, студенты увлечены цельной, гармоничной личностью. Раздел 2. Психолого-педагогические аспекты речевой деятельности преподавателя 2.1. Функции и виды речевой деятельности в преподавании. Речевая деятельность в процессе вузовского обучения и научно-исследовательской работы играет одну из ведущих ролей. От ее качества зависит в основном успешность процесса обучения студентов. Поэтому, начиная со времен Я. А. Коменского до наших дней, в дидактике высшей школы уделяется такое большое внимание лекторской мастерства каждого, кто выходит на вузовскую кафедру. В науке о ораторское искусство, истоки которой идут от древних Афин и Рима, — риторике, показано, насколько ответственно относились философы, политики, адвокаты, писатели ко всем тонких деталей речевой деятельности. Первой работой, которая вошла в золотой фонд педагогической литературы, была известна 12-томная книга Марка Фабия Квинтилиана (около 35 — около 96 гг. Н. э.) — первого штатного педагога "Воспитание оратора».