Психологические особенности деятельности преподавателя

Психологические особенности деятельности преподавателя Содержание Введение Раздел I. Педагогические способности преподавателя 1.1 Классификация педагогических способностей. 1.2 Оптимальное соотношение способностей Раздел II. Установки и стили общения 2.1 Настройки в педагогическом общении 2.2 Стили педагогического общения Выводы Список литературы Введение Проблема психологических особенностей деятельности преподавателя возникла одновременно с вузами, была и остается актуальной в связи с постоянными изменениями требований к выпускникам вузов, а следовательно и к личности преподавателя. Профессия преподавателя характеризуется определенными особенностями: его слова являются источником новых знаний для студентов, а сами студенты — основным объектом приложения профессиональных усилий. Поэтому от качества межличностного контакта между ними зависит продуктивность обучения и качество усвоенных знаний. Хватит для преподавателя профессиональных качеств, присущих специалистам любых отраслей? Над чем надо работать дополнительно, и как именно это делать? Ответы на эти вопросы должна рассматривать и психология высшей школы, причем не только на теоретическом уровне.
Видеонаблюдение

Преподаватель не только учит, он влияет на формирование мировоззрения, убеждений и даже на отношение к выбранной профессии. Поэтому, помимо владения предметом, огромное значение приобретают человеческие качества. На сегодняшний день отечественная психологическая наука требует дальнейших исследований данного вопроса. Во-первых, во времена Советского Союза, кроме собственно психологических аспектов, много внимания уделялось проблеме пропаганды марксизма-ленинизма и воспитания молодежи в этом ключе. Как следствие — некоторые отклонения в сторону идеологического воспитания. На Западе преобладает несколько иной подход: преподаватель больше внимания уделяет не непосредственный передачи фактических знаний и воспитанию, а выработке определенных качеств и умений, необходимых для конкурентоспособности на рынке труда. По нашему мнению, нужно синтезировать положительные моменты и создать более современный подход к преподавательской деятельности. Педагог не только готовит студентов к профессиональной деятельности, а и влияет на личностное развитие. Поэтому, определенные усилия надо направлять на формирование тех качеств личности, которые позволят полноценную жизнь в современном обществе и в будущем. Большинство обработанных нами работ рассматривают теоретические основы психологических особенностей деятельности преподавателей. Параллельно приводятся примеры по результатам опросов. Но, на наш взгляд, не хватает систематизированного сочетание теории с конкретными практическими советами. Раздел I. Педагогические способности преподавателя: 1.1 Классификация педагогических способностей. Деятельность преподавателя является полифункциональной и имеет комплексный характер. В общении со студентами он решает обучающие, воспитательные, организационные и исследовательские задачи. Для этого ему необходимо развивать свои педагогические способности. С. Д.Смирнов выделяет следующие виды: • гностические; • конструктивные; • организационные; • коммуникативные Гностические способности — это система знаний и умений преподавателя, которые составляют основу его профессиональной деятельности. Кроме основных специальных знаний к ним относятся мировоззрение и уровень. Работа со студентами требует значительных усилий в сфере внутреннего развития. Преподаватель должен ориентироваться на современное состояние культуры, быть интересной всесторонне развитой личностью. Не останавливаться на достигнутом и своим примером побудить духовный рост студентов. Опросы, проведенные на базе Нежинского государственного университета имени Николая Гоголя свидетельствуют, что высокого уровня профессиональных знаний недостаточно для владения аудиторией. Значительное влияние имеет общее развитие личности преподавателя, его умение связывать материал с настоящим, с собственным опытом; независимость взглядов, понимание интересов молодежи и т. д. Чем шире кругозор и круг интересов, тем проще наладить контакт с аудиторией. На наш взгляд, отдельно следует выделить проблему психолого-педагогического образования преподавателей. Иногда отсутствие элементарных навыков ухудшает восприятие преподавателя студентами и значительно снижает производительность их сотрудничества. Поэтому уместным было бы предоставление практических советов не только по отдельным моментам педагогической деятельности (лекций, семинаров и т. п.), но и к налаживанию общения вообще. Конструктивные способности — это умение организовать учебный процесс на должном уровне. Такие требования базируются на определенном комплексе критериев, необходимых для проведения работы со студентами: • варьирования стимуляции на усвоение и восприятие знаний (например, отказ от монолога в общении с аудиторией); • установка на восприятие: привлечение нетрадиционного материала, неожиданные примеры, провоцирование самостоятельности путем „ ложных "выводов и многое другое; • педагогическое грамотные выводы, которые способствуют комплексному усвоению материала; • эффективное использование пауз, невербальных средств коммуникаций (мимики, жестов, взгляда); • система положительных и отрицательных подкреплений; • использование наводящих вопросов, противоречий; • вопросы на повторение, обобщение материала, вопрос, устанавливающие межпредметные связи; • проведения работ, основанных на самостоятельном поиске, обработке и систематизации материала, творческие работы и задачи, стимулируют не только профессиональный, но и личностный рост. Ориентация определенной части преподавателей на монологически-лекционный вид работы сложилась вследствие не только определенного традиционализма. Недостаток материала, несоответствие опубликованного современным требованиям, нехватка технических ресурсов также не способствуют улучшению организации занятий. Но научить студента работать самостоятельно довольно трудно, особенно когда невозможно тщательно и систематически проверять всех. С другой стороны монологически-лекционный вид требует меньше усилий при подготовке и „ защищает «преподавателя от „ сюрпризов» со стороны студентов. Организационные способности — это умение педагога оптимальным образом осуществить временную организацию работы. Этот вид способностей базируется на содержании предыдущих. Организация работы зависит от того, как хорошо преподаватель владеет материалом и сможет ли он правильно рассчитать время, необходимое на его усвоение. Ограниченность в количестве часов требует рационального подхода к планированию лекционных и практических занятий, самостоятельной работы студентов и проверки ее результатов. Организационные способности влияют не только на профессиональную деятельность преподавателя. От них зависит, как он организует собственное время: сколько выделяет на подготовку, на собственную научную работу и, в конце концов, сколько останется свободного времени. От этого зависит качество преподавания и настроение, с которым педагог общается с аудиторией. Если временная организация удачная, то материал будет изучено и останется время на межличностное общение. В противном случае преподаватель может быть усталым, раздраженным, что негативно скажется на качестве работы. А. А.Леонтьев отмечает: в силу естественных причин организационные способности снижаются с возрастом. Молодым преподавателям проще спланировать работу, у них больше сил для реализации поставленных задач. Однако старшее поколение компенсирует эти моменты за счет опыта и привычки работать организованно (если, конечно, такие привычки выработались в процессе преподавательской деятельности). Коммуникативные способности — это не только знание психологии студента, но и умение их использовать для налаживания продуктивного общения, интерес к отдельным личностям. Развитие коммуникативных способностей зависит, во-первых, от личностных качеств преподавателя: насколько он открыт для общения, как относится к своей работе и к людям вообще. Во-вторых, от его умения практически применить знания, использовать предыдущий опыт, увидеть собственные недостатки и работать над ними.