Психодиагностика интеллектуальных способностей. часть 4

0 лет 5 6р. 15-17р. <60р.

  1. Анализ и интерпретация результатов.
Рассмотрим результаты обследования, которые мы получили в результате интерпретации данных. Задача 1 : Установить, какой уровень интеллекта наблюдается у обследуемых? Сравнить количественные показатели. Занести в таблицы 1 . Показатели уровня интеллектуальных способностей у студентов колледжа

IQ Студенческие группы колледжа
А, Б Платные изобразительным. Музвиддил
Вербальный 101 121 116 103 116 106 96 106
Невербальный 86 97 97 107 114 115 103 83
Общий 90-110 93  — 108 105  —  — 99 95
Общий 110 -140  — 111  —  — 117 112  —  —

сухой строганный брус

Задача 2: Сравнить качественный уровень вербального и невербального IQ. Как правило, невербальный IQ несколько превышает вербальный. Вместе с тем, у городских детей вербальный интеллект развит сильнее, чем практический. Вербальный интеллект более чувствителен к обучению. Примечание. Если общий IQ находится в промежутке от 66 до 73 баллов, то

  • при IQ вербальный = IQ невербальный — может быть умственная отсталость в степени дебильности;
  • IQ невербальный намного больше, чем IQ вербальный — может быть задержка психического или речевого развития;
  • Если IQ вербальный намного больше IQ невербального при нормальном уровне умственного развития, это свидетельствует о хороших речевые способности, обусловленные опережающим созреванием левого полушария коры головного мозга и особенностями воспитания.
Задача 3. Осуществить анализ интеллектуального профиля. Он может быть:
  • гармоничным, если разница между суммой шкальных оценок по субтестам не превышает 5 единиц;
  • дисгармоничным, если прослеживается большая разница между результатами по различным субтестам.
Задача 4. Сравнение результатов по отдельным субтестам между собой. Каждый субтест требует активизации определенных познавательных функций (внимания, памяти, восприятия и т. д.). Поэтому низкие / высокие результаты по субтестом означают недостаточный / достаточное развитие этой функции. Однако, ни один субтест не направлен на исследование только одного познавательного процесса, а вывод делать, сравнивая результаты нескольких. Проанализируем результаты выполнения субтестов. Исследуемый демонстрирует низкие результаты за 3-м субтестом. Это может быть обусловлено недостаточностью внимания, или оперативной памяти, или несформированностью математических способностей. Точнее причину можно установить, обратив внимание на результаты выполнения 6, 7, 8, 11, 12 субтестов, а также предложить ей решить арифметические задачи в письменном виде. Если по названным субтестам также демонстрируются низкие результаты, а возможность решить задачу в письменном виде улучшает ее математические успехи, то можно сделать вывод, что проблемы обусловлены недостаточностью оперативной памяти и внимания. И, наоборот, успешное выполнение субтестов 6,7,8,11,12 доказывает, что неуспех при решении арифметических задач обусловлен несформированностью математического мышления. Задача 7. Систематизация данных и занесения их в сводной таблице 2. Вернемся к данным таблицы 1. Для того, чтобы систематизировать экспериментальные данные, нам необходимо вычислить данные в процентах. Для этого следует:
  1. начертить таблицу по образцу;
  2. указать общее количество обследуемых;
  3. указать, во сколько обследуемых IQ = 90-110, IQ = 110-140; вербальный> невербального, вербальный невербального;
  4. полученные значения перевести в проценты.
Таблица 2 Показатели уровня развития IQ студентов колледжа

Общее количество IQ = 90-110 IQ = 110-140 Ив.> неверб. Ив. <Неверб.
8 n P n p n p n p
5 62,5 3 37,5 7 87,5 1 1,25
Итог урока. Итак, наше занятие было посвящено рассмотрению важнейшей темы «Психологической диагностики общих интеллектуальных способностей». — Прошу вспомнить, какие вопросы мы рассматривали на уроке?

  • Подходы к трактовке понятия «интеллект»;
  • индивидуальные особенности мышления;
  • значение понятий «умственный возраст» и «коэффициент интеллектуальности»;
  • основное внимание было уделено особенностям применения интеллектуальной шкалы Д. Векслера, проведению анализа и интерпретации результатов проведенного исследования.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика личности. — К., Здоровье, 1980. — 165с.
  2. Бурлачук Л. Ф. Словарь — справочник по психологической диагностике. — СПб .:
Питер, 2000. — 589с.
  1. Корольчук М. С., Осьодло В. И. Психодиагностика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. К .: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 400с.
  2. Левченко И. Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М .: Академия, 2000. — 232с.
  3. Марилов В. В. Общая психопатология: Учеб. пособие. — М .: «Академия», 2002. — 224с.
  4. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л., Пискун В. М. Основы детской патопсихологии: Учеб. посибн ... — М .: Перун, 1996. — 464с.
  5. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. — М .: МЕДпресс, 2001. — 592с.
  6. Психологические тесты /Под. ред. А. А.Карелина: В 2т. — М .: ВЛАДОС, 2003
  7. Умственные способности ребенка // Психологический инструментарий. — М .: 2004
  1. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опрос применения их в клинике. — М .: Апрель-Пресс, Изд-во Института психотерапии, 2004. — 224с.
  2. Холодная М. А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. — К .: УМКВ: КГУ. — 1990. — 73с.