Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики)

Курсовая работа на тему: Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики) Содержание Введение 1. Внимание в процессе обучения 2. Особенности восприятия учебного материала по высшей математике 3. Представление и память 4. Понимание, мышления и их роль в усвоении знаний ЛИТЕРАТУРА Введение Для того чтобы определить психологические особенности усвоения студентами учебного материала высшей математики достаточно рассмотреть общие психологические особенности усвоения знаний студентами при обучении в высших учебных заведениях. Усвоение знаний в высшей школе происходит в других условиях, чем в средней школе. Это обусловлено задачами высшей школы: сформировать специалиста на основе новейших достижений науки и техники, возрастными особенностями и уровнем знаний студентов, а также характером организации обучения в высшей школе. В высшей школе преимущественно лекционная форма обучения, иначе дозируются знания, своеобразно организуется учет их усвоения, студент имеет больше возможностей самостоятельно планировать свою учебную деятельность.
Остров познания

Усвоение учебного материала — своеобразная познавательная деятельность. Усвоить знания — значит овладеть ими, сделать «своим» опыт человечества, обобщенный в знаниях. Процесс усвоения знаний — это сложная целостная психическая деятельность личности. В ней принимают участие все ее стороны: познавательные психические процессы (восприятие, память, представление, мышление, речь), чувство и воля, направленность. Успех усвоения знаний зависит от целого ряда субъективных и объективных факторов: психологической готовности студента к обучению, его подготовленности по основам наук, наличие способностей и умения учиться, качества преподавания и особенностей индивидуальных психологических процессов. М. А. Данилов считает, что усвоение знаний студентами происходит двумя путями: непосредственным и опосредованным. При непосредственном усвоении знаний студенты двигаются от наблюдения предметов, изучаемых процессов и явлений, от анализа конкретных представлений, которые у них есть, жизненного опыта в верных научных представлений и понятий. А при опосредованном усвоении знаний студенты двигаются от понятий, которыми они обладают, от слов преподавателя и учебника к воспроизведению в сознании предмета и явления и формирования нового понятия об объектах, которые изучаются. В высшей школе преобладает опосредованное усвоение знаний. Усвоение знаний — это процесс отражения в мозге человека объективно существующих знаний, которые получены человечеством. И. М. Сеченов указывал, что усвоить — это значит объединить продукты чужого опыта с собственными. Такое объединение возможно лишь при условии активного оперирования усвоенным материалом и его переработки с точки зрения собственного опыта. Полное овладение знаниями достигается только через их применение к решению задач различных типов. Усвоение учебного материала — активный процесс. Студент в этом процессе выступает, как активно действующая личность. Которая не только отражает в своей голове знания, но и выражает свое отношение к ним, превращает их в средства изменения объективной действительности. В процессе обучения высшей математике преподаватель влияет словом и различными средствами обучения на студентов, возбуждает или тормозит некоторые части коры больших полушарий головного мозга. Возбуждение и торможение по закону индукции нервных процессов, сотрудничая, друг друга обусловливают: возбуждение вызывает торможение, а торможение — возбуждение тех или иных частей коры мозга. Эти процессы являются основой сосредоточения внимания на объектах обучения или отвлечение от них. Если учитывать эту закономерность то возможно соответствующими средствами направлять процессы возбуждения и торможения. Процесс обучения ставит перед собой широкие образовательные и воспитательные цели. Главной среди них является всестороннее, физическое и умственное развитие личности. Данные цели поставлены не только перед средней школой но и перед высшим. Вследствие усвоения в процессе обучения знаний, умений и навыков происходит обучение личности, то есть стойка целесообразное изменение и психологической деятельности. Такая смена деятельности характеризует развитие человека. Рассмотрим влияние внимания, восприятия, представления, памяти и мышления на процесс усвоения знаний на примере высшей математики. 1.Внимание в процессе обучения Основным условием восприятия и усвоения учебного материала по высшей математике является внимание. Она является необходимым внутренним условием любой деятельности человека, формой проявления сознания. Внимание необходимо для того, указывал И. М. Сеченов, чтобы впечатление от предметов и явлений внешнего мира дошли до сознания человека. К. Д. Ушинский считал, что внимание — это единственная дверь, через которые проходит все, что есть в нашем сознании. На человека во время деятельности, бодром ее состоянии, все время, непрерывно действуют различные звуковые, световые, химические, механические, термические и другие возбудители. Но из многих возбудителей в каждый момент воспринимаются некоторые из них. Человек одновременно сознательно может быть внимательна лишь к одному или к группе однородных предметов и явлений, и внутренних переживаний, в других же в это время человек бывает не внимательная. Происходит своеобразная фильтрация, отбор возбудителей, из которых одни ставших объектами внимания, попадают в поле нашего сознания, а другие, оставаясь вне поля зрения, не становятся предметом сознательного восприятия, запоминания, осмысления и переживания. П. К. Анохин считает, что одной из важных функций нервного аппарата является отбор существенной информации и торможения побочной. Критериям для такого отбора является то, насколько данная информация соответствует доминирующим потребностям организма. Известный историк В. А. Ключевский характеризует внимание студентов к лекции говорил, что преподавателю в первую очередь необходимо внимание аудитории или класса, а в классе или аудитории сидят существа, мнение которых не ходит, а летает и поддается только добровольно. В работе преподавателя важная и тяжелая дело — заставить себя слушать, поймать эту птицу — внимание студента. Различают непроизвольное, произвольное и после произвольную внимание. Непроизвольное внимание возникает независимо от нашего желания и волевого усилия. Она вызывается неожиданными сильными внешними или внутренними возбудителями, которые активизировались в силу каких-либо желания и переживания. Непроизвольное внимание может возникать также в результате привычки замечать то что было предметом произвольного внимания. Преподавателю высшей математики легко попадается на глаза ошибки студентов, люди невольно отделяют направлены в их адрес замечания, предметы и действия, которые имеют отношение к их деятельности, их интересуют. Во многих случаях непроизвольное внимание отвлекает от непосредственной деятельности и как следствие снижение производительности занятий. Такое происходит при наличии звуков мешающих неожиданных вспышках света и тому подобное. Произвольное внимание — это активная целенаправленная внимание. Она является результатом сознательного направления личности сосредоточиться на деятельности и обнаружения для этого волевого усилия. Произвольное внимание является необходимым условием продуктивной деятельности, особенно сложной и тяжелой. Произвольное внимание может стать после произвольной. Этот вид внимания отличается от непроизвольного тем, что начинается с произвольного сосредоточения, которая в результате интереса к работе или привыкания к ней, переходит в после произвольную, или как ее называют, вторичная непроизвольное внимание. Она не требует для своего поддержания постоянного целенаправленного волевого усилия. Произвольная и непроизвольное внимание взаимосвязаны между собой. Произвольное внимание может перейти в непроизвольное, как это бывает при после произвольного внимания, а невольная может перейти в произвольную, как это бывает в тех случаях, когда предмет, на котором сосредотачиваются самопроизвольно, становится объектом сознания.