Психологические особенности усвоения студентами учебного материала часть 2

смысловой структуре текста принадлежит ведущая роль в его формальной организации. Вместе с тем именно через внешнюю сторону автор передает его внутреннюю структуру, членя текст с этой целью на абзацы, разделы, главы, где раскрывает основные мысли сообщения.
сорокоуст в Санкт-Петербурге

Для достижения успеха в управлении процессом передачи и усвоения знаний через текст автор «чувствовать» своих читателей и с помощью определенных средств целенаправленно знакомить их с миром науки. Ориентации в системе теоретических положений, идей и фактов научного текста способствует так называемая рефлексивная информация, включение которой в текст позволяет автору управлять (что было экспериментальное подтверждено) процессом понимания сообщения. Она представляет собой авторское разъяснения, оценку, комментарий и программирует определенной степени «поведение» читателя при смысловом восприятии текста — указывает на семантическое значимую информацию. Рефлексивный уровень, по мнению Н. В.Чепелевои, объединяет всю ту информацию, которая, повышая избыточность сообщения, дает возможность частично осмыслить информацию, уже поступила, сделать правильные догадки относительно ожидаемого продолжения текста. Рефлексивная информация, обеспечивая управление текстом, вместе с тем влияет на его целостность, позволяет установить связи между отдельными текстовыми фрагментами, прогнозирует дальнейшее развитие его содержания, способствует повышению интереса студента к сообщению и поддержанию его по ходу чтения всего текста. Трудности в осмыслении теоретических положений и фактов возникают при отсутствии в тексте рефлексивной информации или неравномерном распределении ее в текстовом пространстве, перенасыщении ею определенных его фрагментов. Однако читатель может и самостоятельно осмыслить прочитанное, если обладает умением задавать вопросы и находить на них ответы в тексте. Напомним также, что в целях обеспечения надежности передачи информации (то есть ее устойчивости к помехам воспринимаемый) авторы научных текстов нередко повышают релевантную (полезную целям чтения) избыточность сообщения путем уточнений, детальной аргументации с помощью языковых средств. Вместе с тем, чтобы избежать трудностей при восприятии слишком детализированных сведений, они прибегают к экономии языковых средств путем «перевода» содержания в другую знаковую систему, то есть используют специальную знаковую символику. На понимание научно-технического сообщения существенно влияет также наличие в его структуре различных форм предъявления иллюстративной информации. Были проведены исследования, целью которых было сравнительное изучение форм подачи информации, допускают взаимное трансформации. В результате была обнаружена заметная разница между эффективностью восприятия (эффективность понимаем как отвечающую двум критериям — точности и скорости считывания) и глубиной понимания. 4. Методы обработки текста в психологии В психологической науке многими исследователями приняты таки методы обработки учебного текста: 1. Устный и письменный перевод текста. Показывают умение или неумение читателем структурировать сообщения, воспроизводя его содержание. 2. Ответы на вопросы по содержанию текста. При ответе на вопрос студенты могут ориентироваться на последовательность изложенного материала в тексте, а могут и пере структурировать информацию, свидетельствующую о включении новых знаний в систему приобретенного опыта. 3. Составление плана и схемы текста. Методика составления плана текста позволяет проследить направленность студента на обработку этажного или смысловой структуры сообщения. Предполагается структурирования информации студентами. При ориентировании на смысловую структуру текста студенты стремятся полнее и глубже понять материал, пытаются пере структурировать текстовую информацию, а это приводит к составлению познавательных планов и схем. Направленность на обработку поверхностного слоя информации выливается в составления мнемических планов и схем, которые помогают достаточно точно и полно воспроизвести содержание текста, но не предусматривают переструктурирование информации с целью ее более глубокого понимания, а следовательно и более эффективного усвоения. 4. Обобщение содержания сообщения. Лучше понять смысл текста помогает формулировка основной мысли сообщения. Это способствует лучшему запоминанию информации и позволяет определить, насколько правильно, полно, глубоко и адекватно исследуемый понял текст. 5. Решение психологических задач. Умение использовать изученный материал в учебной деятельности служит показателем полного и глубокого усвоения знаний. Различные виды заданий по психологии (проблемные, диагностические, прикладные, интерполяционные, экстраполяционные) помогают студентам подготовиться к практической деятельности педагога и способствуют развитию их творческого мышления. 6. Методика дополнения, которая предусматривает восстановление пропущенных слов в учебном тексте. 7. Методика „ истощение "информации. Метод смыслового анализа текста, разработанный И. Ф. Неволин, позволяет представить результаты этого анализа в компактной графической форме. При этом в смысловой структуре текста он вычленяет три уровня информации: теоретическую (теоретические положения, идеи), фактологическую (примеры, факты) и рефлексивной информацию (суждения, выражающие оценку и отношение автора к теории и фактов). Рефлексивная имеющаяся фиксацией в той или иной знаковой форме содержательного отношение автора к предмету анализа, к трудностям читательского восприятия и понимания сообщения, рассматривается как центральное звено управления познавательной деятельностью человека. 8. Написание тезисов. Таким видом работы оказывается умение студентом кратко излагать основные мысли текста. 9. Конспектирования. Конспектирование предусматривает реконструкцию исходного сообщения в соответствии с его смысловой структуре. Правильное конспектирования текста свидетельствует о владении такими приемами обработки информации, как структурирование и переструктурирование, семантическое сужение и сжатия информации. 10. Написание аннотаций. Аннотация содержит краткое изложение главного смысла текста. Аннотация имеет свою структуру, в которую входят тема, предметная рубрика и содержание. Если студенты самостоятельно составляют аннотацию к обработанного источники, они приобретают умения структурировать информацию и сужать ее.