Психокоррекция подростков с психопатиями и акцентуация характера часть 3

Различают понятия тревоги и тревожности. Тревога — переживания эмоционального дискомфорта, неопределенной безобьективнои угрозы, связанной с ожиданием неблагополучия, предчувствием опасности. Данное состояние ощущается при социальной угрозе личности, а именно ее положению в обществе, межличностным отношениям, представлениям о себе, потребностям Я. Различают ситуативную тревогу, что характеризуется состоянием субъекта в определенный момент, и тревожность как относительно устойчивое образование. В зависимости от наличия в ситуации объективной угрозы выделяется также объективная, реальная тревога и беспокойство неадекватная, или собственно тревога, проявляется в нейтральных, угрожающими условиях. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, которая проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги. Тревожность рассматривается как личное образование или качество темперамента, обусловленная слабостью нервных процессов. Тревожность является показателем неблагополучия развития личности, и, в свою очередь, оказывает негативное влияние. Данная особенность может быть предвестником невроза, а также его симптомом и механизмом развития. С тревожностью связанные фобии, ипохондрия, истерия, навязчивые состояния и др.
Седат Игдеджи

Важно определить пути помощи подростку, поскольку тревожность снижает возможности ребенка, успехи в ее деятельности, тормозит развитие личности. методологические основы проведения тренингов Цель данного тренинга Коррекция личностной и ситуативной тревожности заключается в обучении и совершенствовании человека через образование непосредственного жизненного опыта в специально организованном групповом контексте с содействие ведущего-психолога. Основные задачи тренинга: • преодоление тревожности у подростков; • диагностика проблемного поля и отношение личности к тревожности и тревожных ситуаций; • рейтинговое выделение тревожных ситуаций и определения путей их решения; • развитие личностных качеств, которые помогают нейтрализовать переживания эмоционального дискомфорта; • овладение навыками самоконтроля собственного эмоционального состояния; • обучение рационального и образного путей решения тревожных ситуаций, аналитический рассмотрение тревог и страхов; • выработки механизма самоанализа и саморегулирования, овладение механизмами преодоления тревожности путем обмена идеями в группе. Механизм ведения тренинга Развивать компетентность решения тревожных ситуаций помогает механизм интрапсихичних изменений, который заключается в «феномене влияния межличностного поля на личность участников группы». Еще один механизм сочетания индивидуально-группового подхода обеспечивает активное социально-психологическую подготовку для решения проблем тревожности. Формы и методы Вид тренинга личностно-развивающая, направленная на развитие специальных умений, механизмов преодоления проблемных ситуаций (тревожности) и углубления анализа и самоанализа. В данной комплексной программе используются следующие методы: • игровой (дидактическая игра, контригра); • дискуссионный (анализ ситуации, групповая дискуссия); • невербальный (психогимнастика, проекция). Условия работы в группе На эффективность тренинга непосредственно и косвенно влияют следующие факторы физической и социальной среды: • организация изолированного помещения и размещение участников по кругу, за столами; • техническое обеспечение каждого участника игровым набором элементов; • состав группы подбирается по результатам диагностики уровня тревожности, независимо от вида тревоги; • создание атмосферы доверия, психологической безопасности и производительности в группе; • опыт психолога как ведущего группового процесса; • использование в основном авторитарного стиля ведения группы, замена его на демократический и бесконтрольный по ситуации в группе; • проблемная ситуация может рассматриваться непосредственно или опосредованно (закодировано); • при необходимости дополнительно используется индивидуальное рассмотрение проблемного поля; • наличие устойчивой мотивации, эмоциональная вовлеченность в работу. Принципы работы в тренинге, которые признаются и соблюдаются Те участниками • Принцип «здесь и сейчас» сосредоточивает участников на событиях, которые происходят в это время и в этой группе, и ограничивает возможность участников входить в сферу общих суждений. • Принцип «активности» предусматривает реальное привлечение каждого участника к работе. • Принцип «конфиденциальности» заключается в том, что содержание общения и события, которые происходят в группе, остаются в пределах группы. • Принцип «персонификации высказываний» предусматривает выражение собственной позиции, употребление суждений в личной форме, формирования собственных ситуаций тревоги. • Принцип «акцентирование языка чувств» — внимание на эмоциональных состояниях (своих и партнеров). • Принцип «искренности», прежде всего, в отношении самого себя. • Принцип «осознание проблем». • Принцип «реальности представлений». Методические рекомендации по проведению тренинга 1. Тренинг состоит из системы взаимосвязанных занятий. 2. В основе каждого занятия лежит проективно-коррекционная игра «С. П.Д.», которая помогает избавиться от тревожных ситуаций и корректирует проблемное поле ученика, которое вызывает тревожность. Данная игра помогает овладеть механизмом решения проблемных ситуаций, механизмом освобождения от тревожности. От занятия к занятию игра развивается в действии. 3. В структуру каждого занятия входит релаксационный комплекс как средство профилактики и борьбы со стрессами. Приемы релаксации используются для торможения тревожных реакций, внушение положительных эмоций. Релаксация снимает напряжение и дает возможность человеку свободно думать и действовать, анализируя и решая собственные проблемы, которые вызывают тревогу. Некоторые релаксационные комплексы объединены по психогимнастике и аутотренингом. 4. В структуру каждого занятия входят конкретные приемы преодоления тревожности. Тренировка мысленно, репетиция, доведение до абсурда, переформулирование задачи, выполнение роли, дыхания, контроль голоса и жестов, приятное воспоминание, переориентация, кодирования. Они расширяют возможности ученика за счет формирования у него умений и навыков. 5. Каждого занятия проводится рефлексия собственных ощущений и самооценки собственного эмоционального состояния с помощью «термостата», научение приемов овладения собственными эмоциональными состояниями. 6. Во время занятия используются музыкальные записи по утилизации тревоги. Музыка помогает на подсознательном уровне переделать и ликвидировать тревожные симптомы. 7. Проективные методические рисования тревожных образов и их переработка на нетривожни используются как дополнительная фиксация изменения эмоционального состояния. 8. Проводятся индивидуальный и групповой анализ собственных действий, самоанализ эффективности использования приемов на каждом занятии.