Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики) часть 2

По своей форме внимание делится на внутреннюю и внешнюю. Внешняя или сенсорная и двигательная внимание проявляется в процессе чувственного познания — в деятельности органов зрения, слуха, обоняния, вкуса, тактильного, двигательного ощущение и целое направленном регулировании органов движения. Внутренняя внимание проявляется в сосредоточении на внутренней интеллектуальной деятельности — на представлении в мыслях упоминании чувствах. Это является необходимой составляющей при восприятии материала по высшей математике, особенно по алгебре и теории чисел: при изучении групп, колец, полей и их свойств. Характерной особенностью внутренней внимания является то, что она часто сопровождается снижением чувствительности органов чувств к внешним возбудителям или к торможению движений. Преподаватель во время лекции или практического занятия должен предлагать студентам вспомнить предыдущий материал, представить, обдумать что-нибудь из предыдущих знаний имеющий отношение к содержанию данной лекции. Внутренняя внимание имеет большое значение в культуре умственного труда, в самонаблюдении и самоконтроле. Поэтому развитие и воспитание у студентов внутренней внимания в процессе занятия должно занимать ведущее место.
видеонаблюдение купить

Внутренняя и внешняя внимания постоянно взаимодействуют в процессе занятия. Это проявляется в переходе от восприятия содержания занятия к внутреннему его осмысления, к решению задач о себе, в припоминания и тому подобное. В связи с тем, что за внешней внимание чувствительность анализаторов повышается, а при внутренней — снижается, не следует злоупотреблять одновременной погрузкой на внешнюю и внутреннюю внимание, так как это бывает в тех случаях, когда преподаватель, во время рассказа и демонстрации, предлагает студентам одновременно с восприятием чего-либо обдумывать, вспоминать. Например, на лекции по алгебре и теории чисел преподаватель, когда дает определение кольца, может предложить студентам вспомнить определение аддитивной абелевой группы для лучшего усвоения ими критериев кольца. Иногда при изучении теорем, доказательства которых очень громоздкое, нецелесообразно отвлекать внимание студентов на припоминание других теорем или определений. Это приводит к отвлечению от логически построенной схемы доводки и как следствие не понимание части доказательства или перехода от одного выражения к другому путем преобразований. Устойчивость внимания в учебной деятельности обусловлена прежде всего силой и яркостью содержания учебного материала и осведомления его необходимости. Это вызывает интерес и положительное отношение студента к учебе. Интерес, как своеобразная особенность человека, которая проявляется в его направленности на определенные объекты, стремление ближе их узнать, овладеть ими, выступает как мотив к обучению, как одна из важных сил, возбуждает внимание студента. Н. Г. Морозова своими опытами показала, что интерес возникает в связи с поставленной познавательной задачей определенной сложности. Такая задача вызывает активный поиск ее решению. При этом необходимо, чтобы эта задача была принята студентами как собственная проблема, как вопрос, который он сам перед собой ставит. В процессе обучения нужно вызвать у студентов интерес к знаниям, направлять его. Во время занятий может возникнуть ситуативный интерес, который вызывается эмоциональным изложением, приведенными примерами, фактами, наглядными средствами. Глубокий интерес вызывается новым материалом, новыми достижениями науки и техники. Например, при изучении теории вероятности на первых парах можно заинтересовать студентов следующими примерами. Играя в казино в кости игроки одновременно бросают два кубика. 36 перестановок позволяют набрать от 2 до 12 очков. Вероятность выпадения какого числа наиболее вероятная? Наиболее вероятная сумма — 7, так как ее можно получить шестью различными способами, с вероятностью 1/6. Чем больше или меньше сумма очков, тем реже она выпадает. Подбрасывают четыре монеты. Вероятность выпадения двух «орлов» самая крупная из всех возможных комбинаций. Предложить студентам самостоятельно определить какова вероятность того, что двое их однокурсников родились в один день? Опираясь на интерес слушателей в процессе обучения, не надо увлекаться мелкими фактами, не имеют существенного значения для содержания рассматриваемого вопроса. Серьезный содержание материала, интересен его изложение студенты встречают с большим интересом, чем сообщение малозначимых фактов, хотя и интересных, но, не имеющих прямого отношения к делу. Известный деятель театрального искусства Образцов рассказывает, как один режиссер, с целью привлечь внимание публики на голос тенора во время представления в опере, организовал его выезд на сцену на живом коне. Но эффект был противоположным: зрители заинтересовались не голосом тенора, а конем, его поведением на сцене. На занятиях бывает, что использование преподавателем интересных средств наглядности, демонстрации могут настолько заинтересовать слушателей, которые станут доминирующими в их сознании, заслоняя собой содержание занятия. Активизация внимания на занятиях достигается различными способами. В этом отношении преподаватель должен ставить определенные требования как к студентам и условий обучения, так и к самому себе. С целью активизации внимания слушателей используют метод новизны. Если даже известный уже материал обогатить новыми фактами, он становится интересным. Модель, трафарет как средства преподавания, обращение к слушателям может заглушить даже новую и важную информацию. Метод проблемной ситуации предлагает постановку перед аудиторией определенной проблемы, которую необходимо решить. Проблемность в обучении повышает интерес к занятиям, активизирует процесс мышления. Студенты пытаются понять суть поставленной проблемы, возникающие поисковые действия, борьба мнений, дискуссии. Решая поставленные проблемы, студенты работают с постоянным вниманием, упорно и долгое время. Умелая требовательность преподавателя быть внимательным, не заниматься посторонними делами, проверка работы студента путем опроса или выполнения домашних заданий способствует формированию у него дисциплинированности и внимания на занятиях. Особенно высокие требования должен ставить преподаватель самому себе, как организатору учебного процесса. Внимание студента будет устойчивой и глубокой, если знания подаются на высоком идейно-теоретическом уровне, иллюстрируются примерами. Особенно важную роль в поддержании внимания выполняют наглядность и технические средства обучения. Они активизируют умственную деятельность студента, вызывают интерес к знаниям. Важное место в поддержке внимания играет связь теоретических знаний с практикой, соблюдение оптимального темпа изложения материала. Быстрый темп, как и слишком медленный, монотонность снижают внимательность слушателей в процессе занятия. Особенно важным фактором внимания позитивное отношение студентов к содержанию и форме проведения занятий. Для того чтобы вызвать соответствующее отношение студента к занятию, необходимо как-то «зацепить» его: в одних случаях это достигается высоким теоретическим содержанием занятия, который вызывает интерес к решению студентом познавательных задач, в других — похвалой успехов, ценных высказанных студентами мыслей и замечаний или тактическим замечанием и советом относительно повышения качества знаний. Замечания и советы должны возбуждать интерес к знаниям, вызвать желание учиться и преодолевать препятствия, а не отрицательное отношение к знаниям. На занятиях лектор не должен допускать равнодушия и монотонности, выкладывать эмоционально, уверенно, менять методы преподавания. Постепенно, когда устает один анализатор, который ведет восприятия, необходимо переносить нагрузки на другой: с слухового — на зрительный (демонстрация, таблицы, схемы и т. д.), с зрительного — на двигательный (записи, конспектирования, чертежи и др.).