Психологические особенности межкультурной адаптации личности к новому этнической среды

Психологические особенности межкультурной адаптации личности к новому этнической среды Эмиграция, или внешняя миграция населения Украины — сложный процесс, который подвергается воздействию разноплановых экономических, правовых, социальных, психологических факторов. Трансформация социально-экономической системы, вхождение Украины в европейское и мировое экономическое сообщество, а также экономический кризис и снижение жизненного уровня большинства населения Украины вызвали значительный отток интеллектуального потенциала. Статистика свидетельствует, что миграционное сальдо Украины с другими странами составляет более 700 000 человек. Более 10000000 украинских граждан работают на сезонных или временных работах за рубежом.
биометрический считыватель
В связи с этим значительный интерес представляет психологический аспект готовности личности к тем изменениям, которые ее ожидают в другой стране, а также проблемы межкультурной адаптации. Многие исследователи делает акцент на факторах, которые влияют на процесс адаптации к новой культурной среде, на проблемах психологической аккультурации людей, выезжающих за границу. Бесспорно, этот процесс можно сделать психологически комфортным для личности, если осуществлять подготовку индивидов к межкультурному взаимодействию, повышать межкультурную сензитивность. Интерес к проблеме межкультурной адаптации появился в психологической науке еще в начале ХХ века. Р. Редфилд, Р. Линтон, М. Херсковиц определяют понятие аккультурация, которое трактуют как результат длительного непосредственного контакта групп с разными культурами, который изменяет паттерны культуры данных групп. Заметим, что такую болезнь, как тоска по родине, которую швейцарский врач И. Хофер назвал ностальгией, исследовали еще в XVII веке. Современные исследователи, в частности Т. Стефаненко, Н. Лебедева, Л. Орбан — Лембрик, М. Пиренн, С. Ениколопов, А. Шлягина, Ю. Платонов, В. Крысько и другие, психологическую аккультурации основном рассматривают как вхождение индивида в новую для него культуру, сопровождающееся изменением его ценностных ориентаций, ролевого поведения, социальных установок. В этнопсихологических литературе выделяют три категории людей, выезжающих за границу: переселенцы — навсегда покидают родину, визитеры — дольше живут в чужой стране (дипломаты, деловые люди, студенты) и третья категория — это туристы. Понятно, что самое процесс межкультурной адаптации происходит в переселенцев, которым нужно полностью интегрироваться в другую культуру, стать полноценным гражданином определенной страны и даже трансформировать свою социальную идентичность. Американский антрополог К. Оберг, изучая проблему межкультурного адаптации, вводит понятие «культурный шок». Его испытывает личность, попав к новой культуре. Автор выделяет симптомы культурного шока: постоянное чувство тревоги, раздражительность, неприятие местных блюд, страх перед контактами с другими людьми, неуверенность в себе, бессонница, злоупотребление алкоголем, наркотиками, психосоматические заболевания, депрессия, суицидальные намерения, агрессивность, враждебность по отношению к представителям страны пребывания. Обратная сторона проблемы — это процесс реадаптации, который преимущественно касается визитеров и в определенной степени туристов. Речь идет о «шок возвращения». Возвращение на родину также может сопровождаться дискомфортом, разочарованиями, фрустрации и депрессией. Г. Триандис выделяет пять этапов процесса адаптации визитеров. Первый этап исследователь назвал «медовым месяцем». Он характеризуется энтузиазмом и большими надеждами. На втором этапе адаптации состояние временного эйфории проходит, и человек начинает чувствовать себя «чужаком», пытается отойти от реальности, общаясь только с земляками. Кульминация наступает на третьем этапе, когда индивиды, не сумевшие адаптироваться к новой культуре, теряют контроль над ситуацией, чувствуют беспомощность и недовольство. Может случиться даже так, что человек вернется домой, не дождавшись окончания срока пребывания в другой стране. На четвертом этапе депрессия постепенно меняется оптимизмом, уверенностью и удовольствием. Пятый этап характеризуется полной адаптацией личности к новой культуре. Однако перечисленные этапы адаптации и реадаптации не является необходимыми для людей, которые попадают в новую культурную среду. Это зависит от многих факторов. В частности, Т. Стефаненко, Н. Фрейнкман — Хрусталева, А. Новиков выделяют индивидуальные и групповые факторы, которые влияют на процесс адаптации. К индивидуальным факторам исследователи относят демографические и личностные характеристики индивида. Они утверждают, что на процесс адаптации влияет возраст человека: быстро адаптируются маленькие дети, чего нельзя сказать о пожилых людях, для которых такой процесс может стать тяжелым испытанием. По мнению многих психологов, врачей, психотерапевтов, пожилым людям не обязательно осваивать чужую культуру и язык, если у них нет в этом внутренней потребности, так как это может усилить ощущение ностальгии, с которой им труднее справиться, чем молодым людям. Результаты эмпирических исследований свидетельствуют, что существенное влияние на процесс адаптации имеет уровень образованности индивида. Доказано, успешно адаптируются молодые, высокоинтеллектуальные и высокообразованные люди. По личностных свойств человека, то исследователи указывают на то, что не существует универсальных характеристик человека или набора определенных качеств, которые бы способствовали процессу адаптации к любой культуры. Т. Стефаненко среди таких характеристик выделяет профессиональную компетентность, высокую самооценку, коммуникабельность. По ее мнению, это должен быть человек экстравертного типа, приоритетными для которой общечеловеческие ценности, человек, который умело сохранит свою культурную идентичность и с пониманием и уважением относиться к нормам, традициям, обычаям новой культуры. Не менее важным фактором, который влияет на процесс адаптации к новой культуре, готовность личности к изменениям, которые ее ожидают, сформированность мотивации к адаптации. Психологически лучше переживают изменения люди, которые сознательно, добровольно стремятся быть включенными в чужую группу. Индивиды, которые готовы к переменам, оказавшись в мультикультурном обществе, как правило, чаще контактируют с местным населением, что уменьшает их уровень культурного шока. Для определения групповых факторов исследователи предлагают обратить внимание на характеристики самих культур, в частности, что у них разное, а общее. Н. Лебедева обнаружила корреляционная связь между степенью выраженности культурного шока и культурной дистанцией. Индекс культурной дистанции включает в себя язык, религию, структуру семьи, уровень образованности, материальный комфорт, климат, одежда и т. д... Исследование всех этих показателей дает основание утверждать, что процесс адаптации к новой культуре может быть менее болезненным, если новая культура имеет много общего с родным.