Психологические особенности диалога ' студент — компьютер '

Курсовая работа на тему: Психологические особенности диалога "студент — компьютер Содержание Введение Раздел 1. Компьютер и психологические механизмы обучения 1.1. Механизм обратной связи 1.2. Определению учебной задачи как психологического механизма обучения 1.3. Психологический механизм динамического распределения функций управления между компьютером и студентом Раздел 2. Диалоговая взаимодействие студента с компьютером 2.1. Сущность диалога студента с компьютером 2.2. Основные параметры диалога студент-компьютер 2.3. Общепсихологические требования к диалогового взаимодействия студента с компьютером Раздел 3. Психологические феномены, связанные с освоением человеком НИТ 3.1. Компьютерная тревожность 3.2. Персонификация в диалоге «человек — компьютер» Выводы Литература Введение Исследования в области компьютерной психологии ведутся в разных направлениях: изучаются основные аспекты деятельности, опосредованной компьютерами; выясняются специфика организации диалога с компьютером и особенности психических состояний пользователей; исследуется психология компьютерного обучения; оказываются психологические последствия информатизации; разрабатывается компьютерная психодиагностика и др.
ремонт в квартире прайсы

Эти проблемы освещены в трудах А. Н. Арестов, Ю. Д.Бабаевои, А. Беккера, С. Бодкер, В. М. Бондаровской, А. Е. Войскунського, В. А. Дюка, В. Я. Ляудис, Ю. Б. Максименко, Ю. И. Машбиц, Д. Нормана, Г. Сайман, Ш. текла, А. К. Тихомирова, И. Шмелева и многих других. О. К. Тихомиров, А. Е. Войскунський и другие исследователи рассматривают два вида человеко-машинного взаимодействия: общение между людьми, опосредованное информационными технологиями, и общение человека с компьютером, как со специфическим «партнером». Авторы отмечают трансформацию «образа партнера» в общении и возникновение, как одного из психологических последствий информатизации, феномена персонификации компьютера. Следует отметить, что в настоящее время происходит смещение акцента с изучения проблемы человеко-машинного взаимодействия на изучение психологических последствий информационных технологий (Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунський, Л. П. Гурьева , О. К. Тихомиров). Подчеркивается, что в эмпирических психологических исследованиях обнаружено амбивалентность, неоднозначность и противоречивость этих последствий, выяснено, что информатизация ведет как к позитивным изменениям традиционной деятельности человека, так и к отрицательным. Выделяются основные принципы и механизмы влияния информационных технологий на психологическую структуру деятельности и на личность в целом. Специфику диалогового общения с компьютером рассматривали О. Е.Войскунський, Ю. Б. Максименко, Ю. И. Машбиц, А. К. Тихомиров, П. С. Турзин и др. Были очерчены особенности компьютерного общения: оно жестко регламентированным, опосредованным и представляет собой своеобразную форму диалога. Ю. И. Машбиц, В. В. Андриевская, А. Ю. Комиссарова проследили диалектику перехода от простого взаимодействия человека с компьютером в виде «команда — реакция компьютера» в сложной диалогового взаимодействия. Ю. Б. Максименко проанализировал структурное представление о диалоге на концептуальном, логическом и физическом уровнях. Психологические особенности диалога «человек — компьютер» рассматривались с точки зрения степени активности компьютера в диалоге, понимание человеком сообщений компьютера, а также степени удовлетворенности человеком диалогом с компьютером. Отмечается, что эффективность организации диалога человека с компьютером обусловлена рядом факторов: с одной стороны, уровнем подготовленности пользователя, с другой стороны, характеристиками модели диалога, на основе которой был разработан интерфейс программы. Раздел 1. Компьютер и психологические механизмы обучения Во механизмами понимаем конструкты, описывающие взаимодействие между компонентами системы. Обучение как системное образование включает две подсистемы — деятельность педагога (учебную подсистему) и деятельность студента (учебную подсистему). Психологические механизмы обучения описывают взаимодействие между ними на психологическом уровне. Основными мы считаем такие психологические механизмы, которые описывают взаимодействие педагога и студента на уровне выполняемых ими деятельностей: — механизм обратной связи (общий механизм для любой системы замкнутого управления); — механизм, отражающий процесс перехода от учебного воздействия к учебной задачи (определению учебной задачи — это частный случай психологического механизма, который имеет место в любом управлении, объектом которой является человек); — механизм динамического распределения функций управления между педагогом (или компьютером, выполняющим его функции) и студентом. Этот механизм специфический для системы обучения. 1.1. Механизм обратной связи Психологический механизм обратной связи привлекает внимание специалистов чаще, чем другие. Особенно большое внимание ему уделяли бихевиористы, которые отождествляли его с подкреплением, а последнему отводили решающую роль в учении. Собственно говоря, одна из идей, которая была положена в основу программированного обучения и первых систем компьютерного обучения — идея своевременного и достаточного по количеству подкрепление. Именно в этом сторонники бихевиоризма видели основное достоинство программированного обучения. Основная функция подкрепления, по их мнению, это повышение вероятности правильного ответа. Причем, с одной стороны, они считали, что процесс обучения следует строить так, чтобы вероятность правильных ответов приближалась к единице. Здесь подкрепление играет роль поощрения. С другой стороны, негативное подкреплению отводилась роль наказания. Такая позиция, в основу которой положена идея манипулирования как основного средства достижения желаемого поведения человека, причем деятельность (поведение) сводится к реакции на награду (поощрение) и наказания, претерпела строгой критики от сторонников различных научных концепций. Сторонники когнитивной психологии различают два типа обратной связи: • информационный — выступает в качестве вспомогательного учебный влияние, и его основная функция — устранение ошибки и ее причины .; • знание результата — должен прежде мотивационное значение, его основная функция — предоставление студенту чувство уверенности в своих действиях. Ценность первого типа определяется прежде всего тем, насколько точно определен характер ошибки и ее причина, а также какая именно помощь нужна данном студенту именно в этот момент. Результат второго типа зависит от многих факторов, прежде всего, насколько студент уверен в результатах своих действий, может ли он самостоятельно определить их правильность и т. Д. Констатация правильности ответа студента, безусловно, выполняет функцию подкрепления. Как свидетельствуют результаты многочисленных исследований, этот тип обратной связи более значимый на начальных этапах обучения, когда студенты менее подготовлены к решению учебных задач; для студентов, которые уже имеют определенный опыт работы с компьютером, такая обратная связь менее актуален, особенно для уверенных в своих силах. Чрезмерная частота такой обратной связи часто негативно влияет на учебную деятельность. Такое влияние особенно ощутим в тех случаях, когда учебные задачи не вызывают у студента труда или же наоборот — когда правильном ответе предшествовали ошибочные, а эта информация по каналу обратной связи содержит поощрения, вызывает у студента внутреннее сопротивление и резко отрицательное отношение к компьютеру шлюз (Машбиц, 1985).