Психолого-педагогический мониторинг эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе часть 3

Вывод об эффективности умственного развития учащихся делался на основе анализа соответствия уровня реальных учебных достижений каждого школьника уровню его потенциальных возможностей к обучению по итогам учебного семестра или года. Реальным уровнем знаний ученика, в отличие от формального, мы считаем тот уровень достижений, в пределах которого находится 80-100% оценок, полученных школьником за результатами учебной деятельности.
https://medcanal.ru/topic/1178-on-clinic-on-klinik-est-otzyvy/

Результаты психолого-педагогического мониторинга учебных достижений учащихся 5-9 классов СОШ №6 в 2001/2002 н. г... отражены в табл. 2. Как видно из таблицы, адекватно своих потенциальных возможностей по итогам 2001/2002 учебном обучалось 71,4% учащихся 5-9-х классов вышеупомянутой школы. Не реализовали свои умственные возможности (учились ниже обнаруженных в них учебных потенций) 16,4% учащихся. Несколько выше своих возможностей учебные достижения имели 12,2% учащихся. Если ученик учится адекватно своих возможностей, то, по нашему мнению, он полностью реализует свой учебный потенциал, позволяет констатировать, что его умственное развитие происходит достаточно эффективно. По данным нашего четырехлетнего исследования адекватно своих потенциальных учебных возможностей обучается около 70,0% учащихся основной школы. В процессе осуществления психолого-педагогического мониторинга учебных достижений учеников параллельно целесообразно проводить мониторинг эффективности труда учителей. Приведем некоторые данные нашего исследования этой проблемы. Опираясь на данные психолого-педагогического мониторинга учебных достижений учащихся, мы строили диаграммы по каждому классу, в которых наглядно отражали количество школьников, обучавшихся выше или ниже своих потенциальных возможностей по каждому из предметов, который изучался в течение учебного года в данном классе. Эти данные анализировались на психолого-педагогических консилиумах, в которых принимали участие психолог, классный руководитель и все учителя, которые работали в этом классе. Сводные данные диаграмм представлены в табл. 3. В этой таблице мы не отражали данные, касающиеся 71,4% учащихся, в 2001/2002 учебном году реализовали свои потенциальные возможности к обучению. Второй столбик таблицы показывает несоответствие знаний учащихся основной школы их потенциальным учебным возможностям по результатам психолого-педагогического мониторинга на конец учебного года. Так, например, в 6-Б классе один ученик по результатам учебного года имел реальные учебные достижения выше, чем прогнозировалось на основе выявленных у него в начале учебного года потенциальных учебных возможностей, а три ученика фактически учились на более низком уровне, чем по прогнозу могли согласно их учебными потенциями. Зато в 7-Б классе шесть учеников были в целом оценены выше, чем формально могли быть оценены согласно их потенциальными учебными возможностями, и ни один ученик не учился ниже своих потенций. Таким образом, в целом объективно 26 школьников 5-9-х классов вышеуказанной школы учились выше своих потенциальных возможностей, а 35 учеников, соответственно, — ниже (см. Табл. 1). Эти данные являются отправными, ведь они свидетельствуют достаточно объективное состояние знаний как учащихся определенного класса, так и учащихся основной школы в целом. Следующие столбики показывают, сколько учащихся определенного класса обнаружили неадекватные своим потенциальным возможностям знания, умения и навыки по каждому конкретному предмету, который изучался в течение года. Нижняя часть таблицы содержит расчеты, сколько учеников по какому предмету могли бы объективно формально иметь более высокие или, соответственно, более низкие учебные достижения, и сколько учеников фактически по результатам учебного года были оценены учителями неадекватно их учебных возможностей. Последняя строка таблицы показывает разницу как по оценкам, которые относительно выше формально возможны, так и по оценкам, которые ниже формально возможны, исходя из определенного в учеников уровня потенциальных учебных возможностей. Последняя цифра — абсолютная разница несоответствия по совокупности двух предыдущих цифр. Результаты последней строки таблицы могут служить показателем эффективности труда учителей в условиях личностно ориентированного обучения. По нашему мнению, говорить об эффективности труда учителя можно только тогда, когда ее результаты свидетельствуют, что учитель сумел максимально реализовать учебный потенциал каждого из своих воспитанников и объективно оценил их учебные достижения. Таким образом, при эффективной работы учителя абсолютная разница между целом формально возможными учебными достижениями учащихся (с учетом выявленных общих тенденций, в частности количества школьников, которые в целом обнаружили неадекватные своим потенциальным возможностям знания, умения и навыки) и их фактическими учебными достижениями должна быть минимальной. По данным таблицы мы видим, что минимальная разница между показателями на конец учебного года наблюдается по следующим предметам: русский язык (10), математика (11), правоведение (8), физика (13), химия ( 7). Можно сделать вывод, что учителя этих предметов максимально реализуют потенциальные учебные возможности учащихся и достаточно объективно оценивают их учебные достижения. Другая ситуация наблюдается на примере таких предметов, как украинские язык и литература, всемирная история, история родного края, биология, ОБЖ (ныне БЖЗ), где абсолютная разница между показателями достигает от 39 до 67 единиц. Причем анализ показывает, что учителя этих предметов ставят гораздо больше в отношении высших и гораздо меньше относительно низких оценок, чем в целом возможно с учетом общих тенденций. Таким образом, напрашивается вывод, что эти учителя необъективно оценивают учеников, а именно: завышают им оценки. Таблица 3 Результаты психолого-педагогического мониторинга эффективности труда учителей

Класс Возможны данные Учебные достижения учащихся по отдельным предметам
укр. речь укр. литерат. рус. речь литература иностр. речь математика алгебра геометрия всесв. история истор. Украина история. г... края Право-знавство геогр. род. кр. биология физика химия ОБЖ
5-А 2 -0 2 -4 2 -1 +3 -1 +3 -0 +3 -1 +3 -1 +4 -0 +6 -0 +17 -0 +6 -0
5-Б +4 -1 +6 -1 +9 -0 +4 -1 +6 -1 +10 -1 +6 -1 +6 -0 +9 -0 +14 -0 +7 -1
6-А +3 -5 +4 -6 +8 -4 +6 -5 +6 -4 +6 -5 +3 -9 +9 -0 +4 -6 +12 -2 +4 -3
6-Б 1 -3 +0 -3 +5 -1 1 -4 1 -4 1 -4 +3 -4 +7 -0 1 -3 2 -3 2 -1
7-А 1 -9 +4 -3 +4 -3 +3 -6 +4 -5 +3 -10 +0 -11 +0 -14 +6 -2 +4 -3 +5 -2 2 -11 +4 -6 +0 -12 +7 -1
7-Б +6 -0 +10 -0 +12 -0 +8 -0 +13 -0 +11 -0 +3 -5 +3 -4 +9 -0 +10 -0 +13 -0 +7 -1 +13 -0 +3 -3 +13 -0
8-А 2 -3 +3 -2 +8 -2 2 -4 +4 -2 +8 -2 +4 -8 +4 -7 +6 -1 +5 -2 +8 -2 2 -3 +6 -2 2 -4 1 -5 +10 -1
8-Б +4 -4 +8 -0 +13 -0 +4 -3 +4 -3 +4 -5 +3 -7 2 -7 +6 -2 +4 -3 +5 -2 +4 -2 +6 -4 +3 -5 2 -7 +14 -0
9-А 2 -3 +8 -0 +4 -1 2 -4 +4 -3 +5 -0 2 -4 2 -6 +5 -1 +6 -0 +6 -2 +6 -1 +3 -1 +8 -0 2 -1 +8 -0 +9 -0
9-Б 1 -7 +6 -2 2 -1 +0 -4 1 -5 +7 -4 -0 -9 -0 -6 2 -9 2 -9 1 -3 2 -6 2 -4 +13 -2 +0 -8 +3 -7 +11 -1
В общем возможно +26 -35 +26 -35 +26 -35 +26 -35 +26 -35 +26 -35 + 10 -9 +16 -26 +16 -26 +20 -34 +22 -27 +22 -27 +3 -10 +26 -35 +20 -34 +16 -26 +9 -17 +26 -35
Фактически получено +51 -21 +67 -13 +33 -32 +46 -27 +58 -32 +15 -15 +12 -44 +11 -44 +50 -15 +41 -17 +53 -11 +8 -7 +56 -31 +64 -19 +10 -33 +14 -19 +65 -8
Разница абсолют. 39 25 -14 63 +41 -22 10 +7 -3 28 +20 -8 35 +32 -3 11 +5 -6 22 +4 -18 23 +5 -18 49 +30 -19 29 +19 -10 47 +31 -16 8 +5 -3 34 +30 -4 59 +44 -15 13 +6 — 7 7 +5 -2 67 + 40 -27