Психологический аспект проблемы формирования у старшеклассников умения конспектировать учебные тексты

Психологический аспект проблемы формирования у старшеклассников умения конспектировать учебные тексты Приоритетным направлением современного образования определено формирование языковой личности, обладает достаточным объемом знаний и самообразованию навыками, которые создают условия для самореализации человека, способного учиться на протяжении всей жизни. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость формирования у старшеклассников не только специальных, но и общеучебных образовательных компетенций, таких как составление доклада, написание реферата, аннотации, составление плана, тезисов и конспекта. Цель исследования состоит в создании научно обоснованной, экспериментально проверенной методики формирования у старшеклассников умений и навыков конспектировать учебные тексты. Разработка рациональной системы и эффективной методики обучения конспектирования зависит от знания процесса конспектирования как вида речевой деятельности.
игумен петр еремеев в контакте новости и прочее

Это позволяет выделить задачи статьи, решение которых позволит выработать исходные позиции развития у учащихся умения конспектировать: определить этапы процесса конспектирования; выяснить, какие психологические механизмы задействованы на каждом из этих этапов; очертить особенности психологических механизмов, учитывая различные способы поступления информации. Изучением психологических особенностей процесса конспектирования занимались ученые-психологи В. Г.Андросюк, Н. Е.Бурштина, А. К.Маркова, А. Н.Нехрюк, В. П.Павлова. Они определяли процесс конспектирования как особый вид деятельности, интегративно объединяет в себе ее рецептивные и продуктивные стороны, как аналитико-синтетический речевой процесс, особенности которого объясняются специфической обработкой полученной информации. Наиболее полным считаем определение В. Павлова: „ под конспектированием мы понимаем процесс мыслительной переработки и письменной фиксации прочитанного или проаудийованого текста; процесс, результатом которого является запись, что позволяет его автору сразу или через некоторое время с необходимой полнотой восстановить полученную информацию ". Процесс конспектирования прослушанного и прочитанного состоит из определенных психологических составляющих. Принимая за основу разделение, сделанный В. П.Павловою, предлагаем распределить процесс конспектирования прочитанного или услышанного на этапы следующим образом:

  1. Восприятие. Понимание. Отбор полученной информации.
  2. Переформулирование. Фиксация.
  3. Воспроизведение.
Последним этапом процесса конспектирования является воспроизведение исходного текста по составленному конспектом. Причем, если конспект не должен служить целям коммуникации, то для самого автора он должен оставаться понятным через достаточно большой промежуток времени, то есть любую запись должно подвергаться развертыванию без потери исходной информации. Основными видами восприятия, участвующих в процессе конспектирования является слуховое и зрительное, в зависимости от того, что необходимо сделать: законспектировать прочитанный текст или прослушанном сообщения. Характеризуя восприятия на слух определенного речевого сообщения, современные ученые пользуются термином „ аудирование "(В. П.Павлова, Н. В.Чепелева, З. А.Кочкина, И. О.Зимня, О. М.Соколов). Причем, „ если эта работа не имеет четко выраженного учебного характера, употребляют термин «слушания», если она преследует учебную цель с последующим контролем понимания, употребляют термин „ аудирование ". В нашем случае мы будем пользоваться термином „ аудирование ", считая слушания и понимания составляющими этого процесса. Поскольку сообщение может быть построено так, что мысль раскрывается не сразу, то в таком случае увеличивается время аудирования и соответственно расширяется объем смыслового сегмента. А это, в свою очередь, способствует повышению эффективности восприятия. Хотя основным анализатором при восприятии устного высказывания являются слуховой, однако следует заметить, что зрительные ощущения тоже играют положительную роль в процессе аудирования, поэтому на начальном этапе обучения конспектирования не следует использовать аудиотексты, поскольку устное высказывание из уст учителя воспринимается легче. Восприятие информации при чтении происходит с помощью зрительного анализатора, который, как отмечает В. Павлова, охватывая текст по абзацам, дает возможность распознавать печатный на уровне букв, слов, фраз, абзацев. Чем лучше развита навык чтения, тем больше абзац могут быть распознаны. Возможность повторных действий при чтении создают условия для „ содержание в оперативной памяти фраз большей длины, чем при аудировании ". Результатом этого процесса становится иногда изменение ценностной ориентации по отношению к той или иной воспринятой информации, заключается в изменении структуры исходного текста, то есть в переходе к его внутренней структуры. Восприятие как прочитанного текста, так и прослушанного сообщения тесно связано с процессом понимания, поскольку информация, поступающая непременно подвергается смысловой обработке. В работах таких ученых О. Н.Соколова, П. П.Доблаева, О. В.Антонова, отмечается, что понимание не всегда тождественно мышлению, что оно является сложным комплексным процессом, который охватывает большинство психических процессов. Следует отметить, что в процессе понимания, „ образуются новые системы понятий, объединяющих в себе продукты восприятия с соответствующими элементами знаний, полученными в предыдущем опыте ". Одним из главных механизмов понимания текста, по утверждению ученых, является его переструктурирования, установление иерархии смыслов, синонимичные замены и свертывания (компрессия, сжатие). В процессе аудирования и чтения возможны случаи, когда понимание смыслового сегмента происходит еще до того, как лектор закончил фразу, содержащую смысловой сегмент или читатель не дочитал абзац до конца. В таких случаях мы имеем дело с вероятным прогнозированием (антиципацией), что, по утверждению В. Павлова, значительно облегчает процесс понимания.