Личностные ориентации будущего педагога в контексте его интеракционная становления часть 2

На пятом курсе по „ шкале направленности на себя «обнаружено: высокого уровня — 14% выборки, среднего — 43%, низкого — 43%; „ направленности на общение»: высокого уровня — 31% выборки, среднего — 31%, низкого — 38%; &Bdquo; направленности на дело ": высокого уровня — 14% выборки, среднего — 58%, низкого — 28%. Итак, среди студентов пятого курса преобладает параметр „ направленность на общение "как важнейший аспект взаимодействия с окружающими. Общую картину динамики направленности личности будущих педагогов (по методике Б. Басса) представлены в таблице 1. Сравнительная таблица результатов исследование развития направленности личности будущего педагога

Место Курс и ИИ ИИИ
/// ///////////// К-во % //////////// К-во % //////////// К-во %
и Направленность на дело 13 34,3 Направленность на себя 25 5,7 Направленность на общение 0 0
ИИ Направленность на общение 35 58,3 Направленность на себя 24 40 Направленность на дело 8 13,4
ИИИ Направленность на общение 7 12 Направленность на себя 26 44 Направленность на дело 28 7,4
ИV Направленность на общение 14 33 Направленность на себя 18 43 направленность на дело 10 23,8
V Направленность на общение 13 31 Направленность на себя 18 43 Направленность на дело 12 28
Особенности динамики на первом курсе свидетельствуют, что первое место занимает „ направленность на дело "как один из важных факторов эффективного взаимодействия.
Смотреть фильмы онлайн
Такие люди заинтересованы в решении деловых проблем, наилучшем выполнении работы, ориентируются на сотрудничество, способны в интересах дела защищать собственное мнение, полезную для достижения общей цели. Для таких людей важно деятельность и получения от нее удовольствие. Второе место занимает параметр „ направленность на себя ". Для респондентов, которые выбрали этот аспект, присущие ориентация на прямую вознаграждение, агрессивность в достижении статуса, властность, склонность к соперничеству, тревожность, раздражительность, эгоистичность. Такие люди больше ценят собственное мнение, в общих делах ориентируются, прежде всего, на достижение личных целей. На третьем месте — „ направленность на общение ". Для этой выборки не является основным стремление поддерживать отношения с людьми, ориентироваться на социальное одобрение, не характерные и зависимость от группы, потребность в привязанности или эмоциональных отношениях с окружающими. Всего для первого курса важна ориентация на деловое сотрудничество и желание достигать высоких результатов определенной деятельности. Для второго, третьего, четвертого и пятого курсов важным является направленность на общение. Поэтому для этой выборки свойственно поддерживать эмоциональные отношения с другими, испытывать чувство привязанности, выполнять совместную деятельность. Прослеживается зависимость от группы. На всех курсах второе место занимает параметр „ направленность на себя «. Третье место на втором, третьем, четвертом и пятом курсах занимает „ направленность на дело», которая является наименее значимой среди этих видов направленности. Для выборки не существует большой заинтересованности в решении деловых вопросов, выполнении ответственной работы, ориентации на деловое сотрудничество, отстаивание общей цели; главное для нее — общение. По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири, для большинства участников выборки на первом курсе высокий показатель получен по шкале „ дружелюбный тип "- 44,5%. Это свидетельствует о следующие характерные черты: помощь другим, проявление теплоты, стремление быть для всех хорошим и кротким, наблюдаются осуждение самого себя за неудачи, оттеснение себя и своих интересов на место, стремление найти опору в сильном. Как на первом, так и на втором курсе высокий результат получен по шкале „ дружелюбный тип "- 48,3% выборки. Это свидетельствует о преобладании дружелюбия, как черты личности, над другими типами межличностных отношений. Поскольку большинство исследуемых оценила свои взаимоотношения оценкам высокого уровня как дружелюбные, для них характерна ориентация на принятие и социальное одобрение, любезность, эмоциональная лабильность, ощущение себя в центре внимания. Именно поэтому дружелюбный тип отношений является важнейшим типом отношения к окружающим. На третьем курсе самая высокая оценка высокого уровня обнаружена по шкале „ авторитарный тип »- 78% выборки. В отличие от первого и второго курсов, для третьекурсников характерным типом отношений с людьми является авторитарность как выраженная черта личности. Такие люди уверены в себе, успешные в делах, требующих уважения к себе, ценят свободу действия, имеют собственное мнение. На четвертом курсе наибольший результат высокого уровня зафиксировано по шкале „ альтруистический тип "- 45,2% выборки. Участники этой выборки акцентируют внимание на гиперответственности. Им свойственно жертвовать свои интересы ради интересов других. На пятом курсе наибольший результат высокого уровня получено по шкале „ дружелюбный тип "- 47,5% выборки. Итак, участникам этой выборки свойственно использовать дружелюбие как черту личности в повседневном взаимодействии с окружающими. Общую картину развития межличностных отношений будущих педагогов (по методике Т. Лири) представлены в таблице 2. Таблица 2 Сравнительная таблица результатов исследования межличностных отношений будущих педагогов

Место Курс и ИИ ИИИ
/// //////// ///// К-во % //////////// К-во % //////////// К-во %
и Дружелюбный тип 17 44,5 Зависимый тип 25 65,7 Авторитарный тип 5 13,2
ИИ Дружелюбный тип 29 48,3 покоряя тип 34 56,6 Авторитарный тип 12 20
ИИИ Дружелюбный тип 41 69 Альтруистический тип 22 37,2 Авторитарный тип 1 2
ИV Дружелюбный тип 18 43 покоряя тип 18 43 Альтруистический тип 7 16,8
V Дружелюбный тип 20 47,5 Альтруистический тип 17 40,4 Авторитарный тип 13 31