Психолого-педагогическое исследование страхов у детей младшего школьного возраста

Психолого-педагогическое исследование страхов у детей младшего школьного возраста Младший школьный возраст — важный этап детства, от положительного течении которого зависит развитие интеллекта личности, желание и умение учиться, вера в свои силы и, вне всякого сомнения, дальнейшая жизнедеятельность человека. Как ни прискорбно, но именно в этот период у ребенка может возникать страх перед учебным процессом. Адаптация 6 — 7-летнего ребенка в школу может продолжаться даже год, а то и больше. И зависит это в основном от классного руководителя, родителей и, конечно, школьного психолога. Учитель может нечаянно повышать уровень тревожности у ребенка, спровоцировать „ школьные страхи ". Проблема психолого-педагогического исследования феномена страхов является актуальной, в первую очередь, потому, что педагог и психолог способны положительно влиять на продолжительность адаптационного периода школьника, оптимизировать его эмоциональное состояние и развитие познавательных процессов путем снижения тревожности и количества страхов. Изучали проблему возникновения страхов такие ученые, как, например, Ю. Щербатых, Ф. Риман, К. Изард, П. Симонов, А. Рыбаков, Е. Ивлева, С. Кьеркегор Я. Рейковский. Особое внимание этому вопросу уделялось Т. Симсон, М. Кузьмина, Л. Лебедева, Л. Костина, Н. Имедадзе, Ф. Зимбардо, Л. Макшанцева, Е. Савина, Н. Шанина, Д. Соколов, В. Оклендер, В . Астапов. А зпочатковано соответствующие исследования в трудах А. Захарова, А. Прихожан, Г. Эберлейн. В общем виде проблема изучения детских страхов кажется почти завершенной: проанализированы детерминанты возникновения страхов, последствия этого явления, предложено интересные формы психологической коррекции. Но, по нашему мнению, вопрос психолого-педагогического исследования страхов именно у младших школьников остается не совсем решенным.
брус цена

Человек получил в наследство от предков комплекс качеств и эмоций, которые позволяют приспосабливаться к окружающей среде. Эмоции и переживания, присущие личности, можно условно разделить на две группы. Первая — эмоции положительные, которые вызывают желание исследовать объекты и явления мира. Вторая группа эмоций направлена на защиту организма от негативного воздействия среды. Такие реакции помогают избегать всевозможных угроз. Одной из важных эмоций второй группы является страх. Страх можно рассматривать как аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании определенной угрозы жизни человека или его благополучию. Ученые-психологи, как показывает анализ научной литературы, сходятся на том, что страх тесно связан с чувством тревоги. Так, В. Астапов считает, что страх — это реакция на конкретно существующую угрозу, а тревога — это состояние предчувствия неприятного события без видимой причины (она существует только в сознании человека). Анализируя конкретные случаи состояния напряжения, В. Астапов приходит к выводу, что установить такую разницу очень непросто. Трудно сказать об определенной реакции, страх это или тревога, чего в ней больше — тревоги или страха, или в момент страх переходит в тревогу и наоборот. Проанализировав исследования зарубежных коллег, ученый высказывает мнение, что тревога — это базисная реакция, общее понятие, а страх — выражение такого же качества, но в специфической объективирован форме. П. Тиллих считает, что страх и тревога неразделимы — они имманентно связаны друг с другом. Жало страха, по его мнению, это тревога, а тревога стремится превратиться в страх. Психотерапевт М. Литвак предлагает рассматривать тревогу как эмоцию, которая возникает при общей оценке ситуации как неблагоприятной. Если ликвидировать источник тревоги не удается, то тревога переходит в страх. По его мнению, страх — это результат тревоги и мышления. Мы рассматриваем тревогу в отличие от других как всегда негативное чувство, ведь она может быть и в виде радостного волнения, ожидания. Эмоционально неблагополучная ребенок, в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками, может испытывать как тревогу, так и страх. Общим началом возникновения чувства и страха, и тревоги является беспокойство. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда ее о чем-то спрашивают, не находит нужных слов для ответа, говорит дрожащим голосом, а часто и замолкает. Значительное количество исследований, посвященных детским страхам, позволяют подойти к проблеме психолого-педагогического исследования страхов в младшем школьном с опорой на солидную научную базу. Итак, объект нашего исследования — страхи у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования — особенности психологической диагностики страхов у детей младшего школьного возраста. Цель работы — выявление особенностей детских страхов с помощью разработанного комплекса взаимодополняющих экспериментально-психологических методов диагностики. Методологическую часть исследования как в теоретической, так и в эмпирической части составляли основные принципы психологии и методики системного подхода. Психодиагностический комплекс включал следующие методы: проективная методика диагностики школьной тревожности (модификация теста Р. Темл, М. Дорки и Ф. Амен), детский аперцептивний тест САТ и рисования страхов. Эти методы продуктивно дополняют друг друга и позволяют построить полную картину эмоционального состояния ребенка. Задача проективной методики диагностики школьной тревожности — исследование тревожности ребенка по ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность в этом тесте рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого заключается в обеспечении субъекта на личностном уровне и зависит от негативного эмоционального опыта в подобных ситуациях. Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям, предоставляет информацию о характере отношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе. Экспериментальный материал — комплект рисунков для младших школьников с изображением ситуаций, типичных для детей этого возраста. Каждая пара рисунков отражает отношения ребенка с родителями, с педагогом, со сверстниками. Рисунки двусмысленные — они могут трактоваться и как эмоционально негативные, и как эмоционально положительные — в зависимости от опыта поведения в аналогичной ситуации. Каждый рисунок имеет два варианта: для мальчиков (на рисунке изображен мальчик) и девочек (на рисунке изображена девочка). Рисунки следует показывать в определенной последовательности, один на один. Показывая ребенку рисунок, необходимо обязательно спросить: „ Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или грустное? Почему ты так думаешь? ".