Психологический возраст тренера-преподавателя в личностном измерении часть 2

Следующий этап эксперимента заключался в сравнении субъективной оценки производительности жизни спортивных педагогов в зависимости от гендерной принадлежности и этапа профессионализации. Результаты отражены в графике производительности жизни субъекта спортивно-педагогической деятельности. Переживания производительности жизни Е. Головаха рассматривает как показатель жизненного успеха. Он основывается на таких теоретических положениях: под производительностью жизни понимается определенная совокупность жизненных успехов и достижений человека; в отличие от объективной производительности, которую можно измерять только по насыщенности значимыми событиями прошлого, субъективную производительность можно измерять и в будущем — по оценкам ожидаемых событий. В связи с этим используется понятие „ ожидаемая продолжительность жизни ", в котором отображается представление человека о вероятной для нее его продолжительность; насыщенность жизни — содержательный критерий, характеризующий жизненный путь человека, учитывая его деятельность и достигнутые результаты; единицей измерения насыщенности и, соответственно, производительности жизни, несет информацию о все уровни активности человека в различных сферах жизнедеятельности, является „ событие "жизненного пути, подвергается количественной категоризации; основным показателем производительности жизнь становится степень насыщенности событиями. Исходя из этих положений, производительность определенного периода жизни по методике ОПИ измеряется степенью насыщенности его значимыми событиями, а производительность жизни в целом определяется суммарной насыщенностью всех периодов, то есть количеством значимых событий и продолжительностью жизни.
Гранд Казино Онлайн

На диаграммах 1 — 2 (а, б, в, г) представлен общий график производительности жизни спортивных педагогов и сравнительный анализ субъективной оценки насыщенности событиями жизни у мужчин и женщин в зависимости от этапа профессионализации. Диаграмма 1 Средние оценки насыщенности событиями жизни (график жизни) у мужчин тренеров-преподавателей (1- третий ряд) и женщин тренеров-преподавателей (второй ряд) Примечание: 1 — первое пятилетие жизни 1- 5; 2 — 6-10; 3 — 11-15; 4 -16-20; 5 — 21-25; 6 — 26-30; 7 — 31-35; 8 — 36-40; 9 -41-45; 10 — 46-50; 11 — 51-55; 12 — 56-60; 13 — 61-65; 14 — 66-70; 15 — 71-75; 16 — 76-80; 17 — 81-85; 18 — 86-90. С диаграммы 1 видно, что высокая оценка насыщенности событиями жизни наблюдается у тренеров-преподавателей, начиная с первого пятилетия, и сохраняется в течение всего жизненного пути, что, очевидно, объясняется ранней профессионализацией, а также необходимостью решения спортивным педагогом бесконечного ряда учебно-тренировочных задач, направленных на достижение единой цели — высокого уровня спортивного мастерства спортсмена. Конфигурация полученных графических кривых у мужчин и женщин указывает на наличие в спортивных педагогов значимых достижений и успехов в жизни, наличие ожиданий и целей в будущем, активности достижения будущего в настоящем; на сохранность механизмов саморегуляции и самоуправления в процессе жизнедеятельности. При этом установлено, что производительность собственного жизненного пути мужчины-тренеры оценивают несколько выше, чем женщины-тренеры. В то же время форма графических кривых напоминает скорее горизонталь, чем вертикаль, свидетельствует о необходимости актуализации психологических перспектив испытуемых. Для дальнейшего анализа графиков жизни тренеров-преподавателей необходимо определить, какое сущностное нагрузки имеют те или иные колебания и спады. &Bdquo; Ямы "на графиках жизни, то есть ниже оценки текущего пятилетия по сравнению с предыдущим и последующим пятилетие, очевидны симптомами кризисов опустошенности, коррекции жизненных планов и бесперспективности. С диаграммы 2 (а, б, в, г) видно, что в процессе профессионального становления тренера-преподаватели в возрасте 26 — 30 лет (шестая пятилетка жизни) как мужчины, так и женщины испытывают симптомы кризисов опустошенности и коррекции жизненных планов (кризис молодости). Очевидно, их существенные и значимые достижения в спорте и дальнейшая жизненная программа не связаны — последняя не основывается на достигнутых ранее спортивных успехах, имеющихся условиях и обстоятельствах. Факторами возникновения симптомов кризисных явлений у тренеров-преподавателей также могут быть и кардинальные изменения в профессиональной ситуации развития: новый разновозрастный коллектив, другая иерархическая система межличностных отношений, новые профессиональные ценности, другая социальная роль, принципиально новый вид ведущей деятельности. Следует отметить, что тренеры-преподаватели, как мужчины, так и женщины, на этапе профессиональной адаптации достаточно пессимистично оценивают перспективы собственного будущего ( диаграмма 2 а ). Из представленных на диаграмме 2 (а, б, в, г) результатов видно, что между уровнем освоения способов выполнения ведущей деятельности тренером-преподавателем и его умением анализировать картину своего жизненного пути „ из разных временных позиций "существует сложная линейная зависимость. Сравнительный анализ графиков жизни спортивных педагогов позволил зафиксировать уменьшение „ кривизны "и количества спадов в процессе профессионального становления. Иными словами, с возрастом жизненный путь переоценивается позитивно. Диаграмма 2 Средние оценки насыщенности событиями жизни (график жизни) у мужчин тренеров-преподавателей (первый ряд) и женщин тренеров — преподавателей (второй ряд) Примечание: 1 — первое пятилетие жизни 1-5; 2 вторых пятилетие 6-10; 3 — 11-15; 4 -16-20; 5 — 21-25; 6 — 26-30; 7 — 31-35; 8 — 36-40; 9 -41-45; 10 — 46-50; 11 — 51-55; 12 — 56-60; 13 — 61-65; 14 — 66-70; 15 — 71-75; 16 — 76-80; 17 — 81-85; 18 — 86-90. Да, свое прошлое (возрастной период с 25 лет до 30) на этапе мастерства тренер-преподаватель оценивает как более производительный в плане самореализации. Более продуктивными в самосознании тренеров-преподавателей в возрасте 37 — 48 лет становятся периоды от 50 — 55, 55 — 50, 61 — 65 лет. Это, очевидно, объясняется уникальной способностью человека положительно переоценивать прошлое, видеть что-то новое для себя в процессах самореализации в будущем, увеличивать значимость текущего периода жизни. Выясняется довольно интересный факт: в процессе профессионального становления спортивного педагога ожидаемая продолжительность жизни увеличивается с 74 до 78 лет.