Авторитет учителя — анализ социологического исследования

Авторитет учителя: анализ социологического исследования В системе „ человек — человек "не профессии важной, как Учитель. Специфика учительской профессии — многофункциональность. На основе субъект-субъектных отношений учитель должен олицетворять одновременно и воспитателя, и психолога, и предметника. Успешно реализовать эту миссию может высоконравственный, высокообразованный, компетентный во многих сферах жизнедеятельности, высококультурный педагог. Наше исследование направлялось на поиск резервов получения учителем авторитета, выяснения причин, которые мешают ему личным примером учить своих воспитанников вести здоровый образ жизни, быть Человеком, достигать успеха в самостоятельной жизни. Фигура учителя, его профессиональная компетентность, имидж, престиж, авторитет приобретают чрезвычайно важное значение в контексте социального фактора мотивации принципа инновации общества. Гуманистическая функция авторитета как ведущего социального фактора и поныне недостаточно осознается. Ведь задача учителя — личным примером „ разблокировать "природные потенции молодых, внушить им веру в собственные силы, помочь увидеть перспективу, добиваться успеха в самостоятельной жизни. Постановка проблемы Цель нашего исследования — выяснить, какова мнение учителей по следующим вопросам: насколько они довольны своей работой? чем определяется авторитет человека? кто является авторитетом лично для учителя? наиболее учителя ценят в авторитетных людях? что способствует авторитету учителя среди окружающих? что мешает учителю получать авторитет? Исследуемая проблема в прошлом и настоящем Определение феномена „ авторитет "находим во многих источниках.
Седат Игдеджи
Одно из них фиксирует С. Гончаренко в украинском педагогическом словаре: „ Авторитет учителя — общепризнанная учениками и их родителями значимость достоинств учителя и основанная на этом сила его воспитательного воздействия на детей. К таким достоинствам относятся высокая духовность, культура, интеллигентность, эрудиция, высокие моральные качества, педагогическое мастерство. Профессиональный авторитет учителя во многом зависит также от его положения в обществе ". Еще в трудах Платона, Аристотеля, в доктрине конфуцианства просматривается природа авторитетных отношений. Первый опыт научного подхода к сути авторитета находим в произведениях Г. Гегеля, Ф. Ницше, Ф. Энгельса, М. Вебера, Г. -Х. Гадамера, М. Шелер, Ю. Хабермаса. Исследовавших проблему авторитетных форм социальных отношений и украинские ученые — Г. Сковорода, В. Антонович, Драгоманов, М. Грушевский, М. Волновой, В. Липинский, Д. Донцов, И. Лысяк-Рудницкий и другие. Сложность и многоплановость проблемы, ее междисциплинарный характер обусловили выделение ряда направлений в этой области, в частности в политологическом, социологическом, этическом, социально-психологическом аспектах. Последний представлен такими учеными, как Э. Фромм, Е. Ткачев, Б. Поршнев, Ю. неймеры, М. Кушнарев, К. Павлиця, Ю. Степкин, В. Андрущенко, Е. Головаха, В. Богданов и другие. Итак, проблема авторитета означает ее „ извечность ", пространственно-временную устойчивость. Авторитет учителя, как особое измерение его морально-практических поступков, связан со свойствами, чертами самой личности, ее, в частности, ценностными ориентациями. Он определяет то особый, единственно возможное пространство морально-практических поступков индивида, где последний, собственно, и життедие — ответственно или безответственно. Справедливое суждение, по нашему мнению, выразил В. Богданов: „ Понятие „ авторитет «служит эффективным методологическим инструментом анализа и классификации реальных и мнимых авторитетов, разграничение авторитетности и авторитаризма, что делает выстроенную иерархию авторитетов, раскрытие реальных механизмов создания и функционирования личностных и общественных авторитетов». Авторитет — социальное образование, которое базируется на биосоциальной природе индивида. По своей субстанцией авторитет представляет определенную систему социальных отношений. &Bdquo; Авторитет — не просто отношения, а отношение отношений ", — подчеркивает В. Богданов. Разумеется, в педагогической деятельности человек — основной, доминирующий субъект авторитета. Авторитет как социальное качество и механизм социального взаимодействия, как система „ влияние — подчинение "в учебно-воспитательном процессе создает основу для нравственного самоопределения, личностного саморазвития и самопрезентации сознательного ученика, в том числе — старшего возраста. К тому же он побуждает к поиску личностного потенциала, ведет (и вести) молодого человека к овладению социальным престижем, статусом и личным авторитетом. Авторитет как лакмусовая бумажка определяет степень активности учителя в овладении новыми технологиями, его участие в общественной и политической жизни. Авторитет рассматриваем как признак, как форму и результат социального взаимодействия, как социальный регулятор в социуме. Он является мотиватором и регулятором мижиндивидних отношений. Следует отметить, что авторитет — важен, однако недостаточно задействован социально-психологический ресурс нашей педагогического сообщества. Возрождение высокого общественного авторитета, статуса педагога и ученого является одним из приоритетных задач, которую, прежде всего, решать новая организация — Общественный совет педагогов и ученых Украины (ГРОНУ), недавно начала свою деятельность. И действительно, только Личность может воспитать Личность. Основой авторитета является, конечно, доверие. А доверять молодой человек может лишь тому, кто искренен, толерантный, толковый, знающий, интересен как личность. Известно немало случаев, когда учитель, демонстрируя высокий уровень профессионализма, авторитета при этом, к сожалению, нет. Почему так происходит? Уверены, что это связано прежде всего с развитостью его личностных качеств, нравственностью, манерой мышления, общения, принятия решений, умением адекватно оценивать ситуацию и тому подобное. Организация и методика исследования Прежде всего, нами был разработан опросник. В августе — сентябре 2004 года в школах (как городских, так и сельских) Канева, Нежина и соответствующих районов был проведен опрос учителей. Всего в нем приняли участие 504 респондентов, подавляющее большинство которых (81%) — женщины. Возрастная структура опрошенных (диаграмма 1): младшая группа учителей в возрасте до 25 лет в исследовании представлена 7%. Эту группу составляет молодежь, которая только что закончила высшие учебные заведения. Молодые учителя в возрасте от 26 до 30 лет, которые уже имеют небольшой опыт работы в школе, составляли среди респондентов 11%. Более половины (62%) опрошенных — учителя в возрасте от 31 до 49 лет. Опытная и, разумеется, старшая группа учителей старше 50 лет составляла одну пятую опрошенных. Диаграмма 1 Возрастные группы учителей — участников опроса (2004),% Среди образовательных учреждений, участвовавших в нашем исследовании, городские учебные заведения составляли 51%, сельские — 49%. В выборку, кроме учителей общеобразовательных типичных школ, попали также учителя лицея и гимназии. Вместе с учителями школ на вопросы анкеты отвечали и 16 представителей органов управления образованием.