Психологические особенности диалога 'студент — компьютер' часть 2

Главные требования к обратной связи: — сообщение об ошибке в форме, не унижает достоинство студента, должна предоставляться немедленно; — объяснения причины допущенной ошибки должны предоставляться с учетом возраста, уровня подготовки и индивидуальных особенностей; — не следует подкреплять поощрениями каждый правильный ответ; — студенту следует предоставлять возможности сравнивать свой ответ С правильной; — не следует подкреплять неправильные ответы. Было выделено ряд факторов, которые в значительной степени влияют на эффективность обратной связи, а именно: — своевременность информации. В условиях управления по результатам этот параметр определяется однозначно — временным отрезком после ответа студента; — характер вспомогательного учебного воздействия (указание на ошибку, эвристические рекомендации, алгоритмические предписания и т. п.). При этом решающее значение имеет то, насколько такой учебный влияние устраняет трудности, с которыми наткнулся студент, и причины этих трудностей; — психологическая подготовленность студента к получению определенной информации по каналу обратной связи (известно, что наибольший эффект помощь дает тогда, когда человек желает ее получить); — соответствие ожиданий студента фактически полученной помощи. Довольно часто даже совершенные учебные системы предоставляют студенту не ту помощь, на которую он надеялся.

Если вы хотите узнать все о современнй психологии читайте подробнее про основы векторной психологии на psycheetcorpus.ru

Поэтому желательно заложить в учебную систему такой механизм, который позволил бы диагностировать не только ошибки, но и причины и способы их устранения; — модальность информации по каналу обратной связи. 1.2. Определению учебной задачи как психологического механизма обучения Суть этого механизма заключается в том, что любое воздействие управления подвергается личностной обработке. Благодаря этому всегда существует определенное расхождение между внешним воздействием и задачей, которую фактически ставит перед собой человек. Психологический механизм этой трансформации мы называем механизмом определению учебной задачи (обучающего воздействия). Разница между учебным влиянием, то есть задачей, заданной извне, и той, которую студент фактически решает, — фундаментальный факт, в основе которого лежит следующее положение: студент решает только ту задачу, которой предоставляет определенный личностный смысл. Когда задача ставится извне, студент берется за ее решение только тогда, когда это, по его мнению, обеспечивает достижение актуальной для него цели или приближает к ней. Такое предоставление внешний задачи личностного смысла является необходимым условием перехода учебного влияния в задачу для студента, которая побуждает его к деятельности и определяет ход деятельности. определению учебной задачи как психологический механизм обучения может быть проанализированы только в контексте взаимоотношений педагога и студента на уровне выполняемых ими деятельностей. Этот психологический механизм обосновывает теоретическое положение: студент — это не только объект управления, он — субъект учебной деятельности и становится субъектом именно потому, что трансформирует внешний учебный влияние в учебную задачу. С точки зрения нитных, особое значение имеет такой случай определению задачи, когда студент под влиянием различных факторов привносит в условия задачи что-то новое, то, чего там нет, намечает (иногда даже неосознанно) свои требования к условию задачи, к процессу и продукта развязку " Связывание задачи, то есть довизначае ее. То, что студент привносит, зависит не только от его мотивационной сферы, но и способностей, системы сложившихся способов действий, от имеющихся знаний, рефлексии им требований педагога и других факторов (обозначим их сроком интеллектуальные достижения). Определенному задача — это, образно говоря, проекция актуализированных в данный момент у субъекта целей-мотивов и интеллектуальных достижений (способностей, сформированных знаний и умений) на заданную извне задачу. Механизм определению учебного воздействия позволяет включить в систему обучения личность студента, поскольку то. как субъект довизначае учебные влияния, во многом зависит от особенностей его личности. При этом стоит вспомнить справедливое замечание Е. Г.Юдина, что личность есть не только продукт, но и условие деятельности, а это значит, что по крайней мере в определенном отношении мы должны и саму деятельность объяснять через личность. Частным случаем определению учебной задачи является ее переопределения, то есть подмена одной задачи другой, что, как правило, обусловлено или недостаточной сформированности соответствующих знаний и умений, или тем, что студент осознанно не принимает задачу, которую ставит перед ним педагог. На основе проведенных экспериментальных исследований (Машбиц, 1988) было выявлено основные направления определению учебных действий и факторы, которые вызывают. В условиях обучения по НИТ возникают специфические случаи переопределения задач. Во-первых, естественно желание использовать компьютер как средство решения самостоятельно поставленных задач, выяснить свои способности в управлении компьютером. Исключительно большое значение имеет психологический фактор, который можно назвать чувством победы студента над техникой, которая изначально казалась особенно сложной. Это чувство появляется в ситуациях, когда студент уверен, что компьютер подчиняется его приказам, способствует формированию положительного отношения к учению с помощью компьютера. Во-вторых, можно наблюдать специфические случаи переопределения учебных задач, в основе которых лежит стремление выяснить возможности компьютера (например, как он будет реагировать на ложные ответы). Иногда вводят не просто ошибочные ответы, но и явно нелогичны, бессодержательные. Студент, вместо того, чтобы решать определенную задачу, фактически ставит другую — доказать, что компьютер не так уж «умный». Чаще всего это бывает в таких случаях, когда студент не доволен компьютером, когда тот, например, предоставляет не ту помощь, на которую студент рассчитывал, или когда он не согласен с оценочными суждениями компьютера. 1.3. Психологический механизм динамического распределения функций управления между компьютером и студентом Сущность механизма заключается в том, что в условиях учебного процесса студент всегда выполняет определенные функции управления своей деятельностью. В процессе формирования учебной деятельности студент не только усваивает определенные знания, умения и навыки по учебным предметам. Он овладевает своей деятельностью и начинает выполнять определенные функции управления ею. Важнейшая цель обучения как определенной системы заключается в том, чтобы добиться такого уровня сформированности учебной деятельности, при котором студент сможет выполнять все функции управления своей деятельностью. Иначе говоря, добиться, чтобы учебная деятельность превратилась в деятельность-самообучения, когда студент учился бы вполне самостоятельно, выполнял все функции управления своей деятельностью, которые во время обучения осуществляет педагог.