Психологическая адаптация преподавателя начинающего к профессиональной деятельности в условиях высшей школы

1.2. Половозрастная дифференциация индивидуально-типологических свойств студентов В исследовании психологических особенностей студенческого возраста — значительное место занимает поло-возрастная дифференциация. Для раскрытия данного вопроса необходимо определить границы студенческого возраста. Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается «омоложение» студенчества. Все больше среди вузовской молодежи лиц 17 лет, снижается также верхний предел возраста студентов, поступающих в вузы. Первым в отечественной психологии особое внимание на возраст и пол студентов, необходимость исследовать его с этих позиций обратил внимание Б. Ананьев. В одной из первых своих работ он подчеркнул, что возраст является понятием не только биологическим, но и социальным. Это означает, что возрастные характеристики психики в первую очередь зависят от основной социальной деятельности человека в особенности от его места в мире профессий.
Первые блюда

Под влиянием социальной истории человечества все увеличивается диапазон возрастной и индивидуальной изменчивости, то есть усиливается индивидуализация людей, усиливается яркость личностей. В отношении студенческого возраста можно сказать, что он является определяющим в процессе становления человека как гражданина, то есть максимально важным в формировании социальных свойств личности. В то же время студенческий возраст является важным для формирования личности как специалиста является периодом для большинства высших психических функций, особенно в культурно-мыслительных. Поэтому так важно в этот период жизни каждому молодому человеку создать наиболее благоприятные условия для развития в соответствии с особенностями его психики. Социальные и интеллектуальные нагрузки должны быть умеренными, а не чрезмерными. Иначе вместо расцвета психических функций произойдет их угнетение, что в свою очередь исключит дальнейшее замедление даже торможения тех или иных свойств личности. Особенности половозрастной дифференциации проявляются в различных аспектах формирования личности деятельности студенчества. Интересны исследования в этом направлении ученых, приводят различные результаты своих экспериментов в этой сфере,. Так, анализ исследований, проведенных учеными, позволяет, сделаешь выводы, что одни и те же свойства интеллекта студента доминируют на протяжении всего возрастного диапазона. По средним данным студентов всех возрастов (как правило, исследователи выделяют группы: 17 лет, 18 лет, 19-21 или 19-22) значительно лучше развиты характеристики вербального интеллекта, тесно связанного с уровнем знаний. Значительно ниже является уровень развития навыков и умений, которые относятся к практического интеллекта. На основе экспериментов предлагается возрастная периодизация студентов по уровню интеллектуального развития: — первая возрастная группа — 17-летние; — Второй период 18-21 год, крюк Интеллекта, как считается приходится в этой возрастной группе на 19 лет, затем наступает период стабилизации; — Следующая фаза развития Интеллекта наступает в 22 года. Если рассмотреть по возрастным группам, какие задачи являются наиболее сложными для выполнения студентами, как считает, то для студентов-новичков наибольшие трудности представляют задачи на кратковременную память концентрацию внимания, где необходимо максимальное сосредоточение на определенных задачах умение абстрагироваться от всего Иншого.17 летних студентов наиболее разовьешь такие особенности мышления как абстрактность мышления, объем словарного запаса, тесно связью между собой. Группа 19-летних характеризует переломный момент в Индивидуальному развития студента. Теперь уже оказываются не отдельные свойства Интеллекта, а Интегральные образования, функционируют как целостный параметр, происходит целостное функционирование почти всех свойств познавательной деятельности студенчества. познавательная активность самой старшей возрастной группы характеризуется дальнейшей автономизацией и дифференциацией подсистем, нарастание интеллектуальных свойств. Различия в основных направлениях составляют: — общая осведомленность в познавательной сфере, которая отражает интересы человека, его эрудированность. У юношей познавательные интересы расширяются с 17 до 19 лет, а затем происходит их сужение, после 21 года вновь происходит расширение. У девушек сужение познавательных интересов наблюдается ранее углубляется до 20-21 год. В старших возрастных группах наблюдается расхождение в кругозоре юношей и девушек; — Общее понимание как свойство ума, способность к решению логических, социальных задач. — Скорость концентрате внимания на сложных интелек уальних задачах. — Адаптивнистъ интеллектуальных действий лучше развита у юношей 19-22 лет, а у молодых возрастных группах — у девушек; — Наблюдательность — лучше у юношей всех групп, кроме 17-летнего; — Пространственные представления лучше разовьешь у юношей; — Логичность практического мышления лучше развита у женщин всех возрастных групп, кроме 18 лет; — Вербальный интеллект во всех группах лучше развит у юношей. — Если рассматривать структуру внимания, то в большинстве показателей она больше у девушек; пик внимательности — 18 и 21 год. Познавательная деятельность также зависит от половозрастных признаков особенностей. Таким образом, в процессах подготовки молодого специалиста его последующей адаптации к профессии важны и возрастные и половые особенности.