Психологические особенности усвоения студентами учебного материала

Психологические особенности усвоения студентами учебного материала Содержание 1. Общие понятия о процессе усвоения учебного материала 2. Особенности восприятия и понимания текстовой информации 3. Влияние особенностей учебного текста на его усвоение студентами 4. Методы обработки текста в психологии 5. Особенности информационно-познавательного и смыслового проработки учебного материала студентами Литература 1. Общие понятия о процессе усвоения учебного материала Существует много определений термина „ усвоения ". В частности, отмечается, что процесс усвоения знаний можно рассматривать как связь новых элементов (новой информации) с уже приобретенными „ узлами "сети знаний (С. А.Изюмова). Многие исследователи склоняются к мнению, что усвоение является одной из форм познавательной деятельности. Согласно Рубинштейн, усвоения выступает центральным звеном процесса обучения. Усвоение учебного материала определяется рядом различных факторов — внешних и внутренних. Внешние факторы — это сложность учебного материала, условия учебной деятельности и др. К внутренним факторам следует отнести мотивацию, степень адаптации к условиям учебной деятельности, интеллектуальную активность и прочее. Рубинштейн, Н. А.Менчинська, Д. Н.Богоявленський связывают усвоения знаний с психологическими особенностями субъекта учебной деятельности: эмоциональной сферой, памятью, вниманием, мыслительными и волевыми процессами, работоспособностью и усталостью.
Подробнее

Согласно точки зрения Г. П.Ермоленко, процесс усвоения имеет две стороны: процессуальную и результативную. Процессуальная сторона впитывает в себя познавательные процессы и состояния субъекта познавательной деятельности, а результативная — использование усвоенного материала для решения теоретических и практических задач. Как отмечают некоторые исследователи, индивидуальный темп усвоения новых знаний связан с уровнем развития памяти, вербальным и социальным интеллектом, высоким уровнем аналитичности при классификации объектов, высоким уровнем метапамьяти, умением использовать производительные стратегии решения задач (С. А.Изюмова). По этапов усвоения, то Рубинштейн отмечал, что следует выделять: непосредственное восприятие материала; его мыслительной обработки, осмысления; запоминания и хранения; использование знаний в практической деятельности. Б. П.Бархаев отмечает, что традиционно в процесс усвоения знаний включают восприятия, осмысления, закрепления знаний и их использования в деятельности. По мнению И. Д.Пасичника, усвоения знаний включает: восприятие и понимание учебного материала; запоминания; воспроизведения и применения приобретенных знаний на практике. Д. С.Карпенко, О. М.Карпенко, А. Н. Шлихунова отмечают, что процесс усвоения знаний имеет три последовательных этапа: усвоение знаний на уровне представления, на уровне узнаваемости и на уровне воспроизведения. Каждый из этих этапов является отдельной фазой обучения; все они характеризуются определенными требованиями к системе элементов обучению и организации учебного процесса. О. А.Виходцева, опираясь на точку зрения С. Л. Рубинштейна, предлагает выделять следующие этапы усвоения: восприятие материала; его понимание; запоминания; хранения; актуализацию (воспроизведение и использование в деятельности). Все эти этапы тесно взаимосвязаны. При восприятии материала необходимо одновременно его осмысления (смысловое восприятия); понимание материала положительно влияет на его запоминание и актуализацию; использование в деятельности и постоянное переосмысление способствуют лучшему хранению. Каждый этап имеет свою специфику, на каждом из них студенты встречаются с определенными трудностями. Например, на этапе понимания материала может возникнуть смысловой барьер, преодолеть который помогают объяснения преподавателя или автора текста. На этапах запоминания, воспроизведения и использования полученных знаний на практике могут возникнуть смысловой, логический и речевое барьеры. Например, когда материал механически запоминается, при решении учебных задач студент не может использовать свои знания через их формальность, малодинамичнисть. Поэтому, наиболее продуктивным запоминанием является осмысленное запоминание главного содержания материала. Усвоение учебного текста — один из аспектов учебно-профессиональной деятельности студентов. На этот процесс влияют логико-смысловая структура и информативная насыщенность текстового сообщения, удельный вес наглядности и примеров, уровень знаний студентов и их умение эффективно работать с текстом. При усвоении учебного текста следует учитывать, насколько важным для студентов тема, есть ли у него заинтересованность в данном материале, насколько удачной является внутренняя организация определений и примеров и прочее. Наиболее полно усваивается и информация, представленная в сочетании печатного текста и наглядности. Как отмечают специалисты по психологии чтения, усвоение текста следует считать удовлетворительным, если оно равно 70% изложенной информации. На усвоение текстовой информации существенно влияет уровень читательской культуры студента. Бессистемное поверхностное „ съема "информации не дает познавательно-развивающего эффекта, для глубокого усвоения текста необходимо умение структурировать и переструктурировать информацию, способность переосмыслить новую информацию на основе приобретенного опыта. Итак, осмысленное чтение является необходимым условием эффективного обработки текста и усвоения знаний. В высшем учебном заведении значительное количество материала дается студентами для самостоятельной работы, так самообразовательную чтения играет большую роль в формировании профессионального сознания будущего специалиста (Н. В.Чепелева). Стимулируя познавательную работу студентов как в аудитории, так и за ее пределами, преподаватель создает основу для исследовательской работы студентов. Элемент исследовательницы — важная составляющая мотивации стороны усвоения знаний. 2. Особенности восприятия и понимания текстовой информации Полное и глубокое усвоение знаний невозможно без владения приемами эффективного обработки текстовой информации. Эффективную обработку печатного источника предполагает осмысленное восприятие и запоминание материала, помогает более полному и глубокому восстановлению и использованию в учебно-профессиональной деятельности. Конечным результатом эффективного обработки информации является ее усвоения. Процесс усвоения информации впитывает в себя восприятие, понимание, запоминание, хранение и актуализацию (воспроизведение и использование в деятельности) изученного материала. Центральным звеном процесса усвоения выступает понимание информации, подлежащей изучению.