Психодиагностика интеллектуальных способностей. часть 2

По определению Д. Векслера, интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами. Терстоун исследовал различные стороны общего интеллекта, которые он назвал первичными умственными потенциями. Он выделил семь таких потенций:

  1. способность к вычислениям, то есть способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
  2. вербальную (словесную) гибкость, то есть легкость выражения, использование наиболее удачных слов;
  3. вербальное восприятие — способность понимать устную и письменную речь;
  4. пространственную ориентацию, или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
  5. память;
  6. способность к размышлению;
  7. скорость восприятия сходств и различий между предметами и изображениями.
Выделяют также форма организации интеллекта здравый смысл, сознание и разум, отражающих различные способы познания о "объективной действительности, сферы межличностных контактов.
женский эротический массаж

Рассмотрим значение форм организации интеллекта. Во здравым смыслом подразумевают процесс адекватного отражения реальной действительности, основанный на анализе реальных мотивов поведения окружающих людей, а также использование рационального способа мышления . Здравый смысл помогает человеку избегать логических ошибок в оценке и интерпретации внешних ситуаций и в соответствии с этим выбирать наиболее адекватный способ взаимодействия с окружающими. Сюнь — Цзы: «Когда человек обладает большими знаниями и ежедневно проверяет себя, анализирует поведение, она является мудрой и не осуществляет ошибок». Сознанием в данном смысле сказывается процесс познания реальности и способ деятельности, основанный на использовании формализованных знаний, трактовка мотивов деятельности участников коммуникации. Когда пробуждается сознание, понимаешь, что даже ступив на стезю страсти, можно выйти на путь истины. (Хун Цзычэн) Разум — это выше форма организации интеллекта, при которой мыслительных процесс способствует формированию теоретических знаний и творческого преобразования действительности. То есть, мыслить разумно — значит мыслить максимально логично, проявлять рациональность, уходить от любых проявлений спонтанности, произвольности, фантазии, интуитивных предвидений. По выражению Платона, умный наказывает не потому, что было совершено уступок, а для того, чтобы он не повторялся в дальнейшем. Мудрость — это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом, а использование их в жизни приводит к высокой гармонии идей и действительности. (И. А.Гончаров) высокая мудрость — знать самого себя. (Галилео Галилей) Тесно переплетаются с понятиями здравого смысла и ума так называемые антиципацийни способности есть способность человека предвидеть развитие событий, планировать свою деятельность с целью предупреждения нежелательных последствий и переживаний, а также адаптироваться к окружающим. Важной составляющей разума является рефлексия есть процесс самопознания индивидом внутренних психических актов и состояний, а также представление о настоящем, истинное отношение к себе окружающих.

  1. Теоретические подходы и характеристика тестов интеллекта.
На сегодняшний день существует большое количество методик, направленных на изучение тех или иных интеллектуальных качеств. В зависимости от принципов, на которых построены эти методики, их разделяют на психометрические, комплексные и системные. В психометрических относят тесты, с помощью которых определяется показатель умственного развития в виде интеллектуального коэффициента (IQ). Сюда относятся ШТРР, тест Векслера, тест Амтхайуера, тест Айзенка и многие другие. Тесты интеллекта представляют собой стандартный набор задач. Уровень интеллектуальных способностей исчисляется в зависимости от количества правильно выполненных заданий. Важным условием тестирования является самостоятельность выполнения задания. Среди преимуществ тестирования выделяют:
  • стандартность процедуры тестирования,
  • четкость критериев оценки и интерпретации результатов,
  • наличие числового показателя интеллектуального развития.
Вместе с тем, тесты интеллекта подлежали критике за размытость понятия «интеллект», зависимость результатов от культурного опыта ребенка, невозможность осуществления прогноза. С помощью тестов можно определить уровень интеллекта, но невозможно установить причины этого явления. Комплексный подход к диагностике умственного развития основывается на понимании интеллекта как совокупности познавательных процессов. Для изучения каждого из них добираются соответствующие методики. Обследованию подлежат операции и виды мышления, особенности памяти, внимания, речи. Преимуществом комплексного подхода является возможность всестороннего изучения умственной деятельности ребенка, выявление наиболее поврежденных ее звеньев. Недостатки такого подхода связаны с отсутствием четких критериев анализа результатов с учетом возраста ребенка, неразработанностью целостной оценки результатов. По требованиям методик, составленных в русле системного подхода, каждое задание предусматривает разные уровни помощи, которые предоставляются исследуемом в случае появления трудностей. В отличие от тестов, по этим методикам оценивается в баллах не конечный результат, не то, насколько правильно выполнено задание, а сам процесс его выполнения, мера помощи, в которой нуждается ребенок, ее способность найти способ решения, объяснить ход своих мыслей. Методики, относящиеся к системного подхода, позволяют отделить умственную отсталость от задержки психического развития. Первые тесты интеллекта были созданы Ф. Гальтон (1879), который стремился измерить «числом умственные операции». Эти исследования продолжил Дж. Кеттел (1890), который предложил серию тестов для определения интеллектуального уровня студентов колледжей. Гальтон и Кеттел считали, что интеллект можно определить с помощью набора тестов, которые измеряют время реакции, остроту слуха и зрения, мышечную силу и другие элементарные психические и физиологические функции. Однако, полученные с их помощью результаты не соответствовали независимой оценке интеллектуального уровня, которая базировалась на мнении учителей и академической успеваемости. Появление собственно тестов интеллекта связана с работами Бинет и Генри, которые отмечали, что предыдущие тесты ориентированы на элементарные психические процессы, поэтому неадекватные для измерения высших психических функций, которые лежат в основе интеллекта. Проявления интеллекта разнообразны, но им присуще то общее, что позволяет отличить их от других особенностей поведения. Сегодня большую популярность получили различные методы исследования уровня умственного развития, в частности, методика «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена, тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, тест Айзенка, тест Кеттела, школьный тест умственного развития (ШТРР), интеллектуальная шкала Д. Векслера подобное. Рассмотрим особенности применения некоторых тестов. Выступления студентов. 1. Тест прогрессивные матрицы Дж. Равена наиболее известен в двух вариантах: черно-белом, который предназначен для обследования детей и подростков в возрасте от 8 до 14 лет и взрослых от 20 до 65 лет и цветном. Цветной вариант предназначен для обследования детей в возрасте от 5 до 11 лет, иногда рекомендуют также для лиц старше 65. Стимульные материал черно — белого варианта состоит из 60 матриц или композиций с пропущенным элементом. Задача разделены на 5 серий (A, B, C, D, Е) по 12 однотипных, но с возрастающей сложностью. Исследуемый должен выбрать элемент матрицы среди 6 — 8 вариантов. (демонстрации)