Психологические тренинги для преподавателей и студентов часть 2

Используют ситуации двух видов: — «здесь и сейчас» — что и почему произошло в группе с отдельными участниками; — «там и тогда» — случай с профессиональной практики или личной жизни, что имеет значение для участника или группы. Способы анализа конкретных ситуаций могут быть следующие: а) группу делят на 2-3 подгруппы и каждая из них решает задачи самостоятельно, после этого происходит сопоставление позиций подгрупп; б) заданную ситуацию каждый решает самостоятельно (можно описывать ее дома), что позволяет более четко сформулировать проблемы, обозначить свое место в ситуации (например, домашним заданием может быть: описать 2-3 ситуации, в которых вы не достигли успеха).
интернет аптека

Примером групп, работающих по этому методу, является балинтовських группы. В них собираются специалисты для обсуждения своих профессиональных проблем. Один из участников рассказывает о своих трудностях, остальные — сначала ставят ему вопрос для И уточнения ситуации, а затем каждый высказывает свое мнение по поводу того, что было сказано. Далее подводятся итоги, определяется, что нового для себя взял участник, пришедший со своей проблемой, и остальные члены группы, которые принимали участие в обсуждении. Близким к методу анализа конкретных ситуаций является кейс-метод. Благодаря ему можно развивать у педагогов способность к самоанализу и самостоятельному решению проблемы, формировать навыки компетентного общения, стимулировать творческое мышление, а также умение готовить письменные отчеты по результатам работы с кейсами. Перед тем, как применять кейс-метод, руководителю нужно ознакомить участников группы по методике работы с ним. В научно-методических кругах принята определенная последовательность работы с кейсами. 1. Ознакомление с информацией, подаваемой в описании кейса. 2. Чтение литературы для пополнения знаний, в которых есть потребность. 3. Обсуждение в малой группе для оказания первой проверки произведенного участниками группы алгоритма решения кейса. На уровне работы в малых группах проверяется способность работы в команде, отношение с уважением к чужому мнению. 4. Обсуждение кейса в большой группе, оно должно подпереть до полного понимания определенного кейса. 5. Рефлексия и критическая самооценка проделанной работы. Специалисты выделяют 10 признаков качественных кейсов — умелое представление информации (структура, интрига); — привлекательность проблем в профессиональном смысле; — нацеленность на принятие конструктивных решений в критической — ситуации; — включение конкретных сравнений, параллелей, подтверждающих эффективность решения; — перейти к обобщающим выводам; — внимание к актуальным событиям, с точки зрения общественных интересов; — учет человеческого фактора, персонифицированности; — возможность оценить эффективность принимаемых решений; — оптимальный объем (8-10 страниц); — включение конкретизирующих ситуаций, графиков, статистических данных, видеоматериалов и тому подобное. Результаты и эффекты, которые получают при использовании метода кейсов — все участники охвачены групповым процессом; — тренеру легко работать с группой, он экономит свои силы; — групповая игра за кейс-методом постоянно дает высокие результаты работы: эмоциональный подъем, интерес, активность, обучение действием; — анализ результатов несложный, поскольку все параметры, которые анализируются, четко определены. Выводы, конкретные и наглядные, понятные участникам, заставляют их задуматься и надолго запомнить этот опыт. Кроме тренинговых методов, указанных выше, И. В. Вачков описывает еще и такие .: Методы, направленные на развитие социальной перцепции. С помощью специально разработанных упражнений участники получают вербальную и невербальную информацию о том, как их воспринимают другие люди, насколько точным их собственное самовосприятие. Они овладевают навыками глубокой рефлексии и интерпретации объекта восприятия. Метод телесно-ориентированной психотерапии. Основными методами этой группы выступают следующие: метод Фельденкрайса, метод Александера, структурная интерпретация (рольфинг), первичная терапия, исторически связанные с терапевтическими методами Вильгельма Райха (1949), а также восточными методами (хатха-йога, тайчи, айкидо). Медитативные техники, по мнению И. В. Вачкова, также следует отнести к тренинговых методов, поскольку опыт показывает целесообразность и эффективность их использования в процессе групповой работы. Чаще всего эти техники используются для того, чтобы научить участников групп физическом и эмоциональном расслаблению (релаксации), умению избавляться лишнего психического напряжения, стрессовых состояний, вследствие чего развиваются навыки автосугестии и закрепляются способы саморегуляции. Музыкальная терапия. Этот метод может снять усталость, напряжение у участников тренинга. В. Ю. Большаков предлагает целый список игровых ситуаций, где использование музыки с целесообразным. В своей практической работе мы часто используем музыку в течение выполнения определенных задач, во время перерыва (для отдыха) и создание психомалюнкив. Танцевальные упражнения. Они могут быть использованы для того, чтобы снять физическую усталость и сплотить группу. Эти упражнения позволяют быстрее устанавливать творческая связь с другими членами группы, преодолевать барьеры. К. Рудестам считает, что целью танцевальной терапии является совместная работа, игра те опыты в ритмических действиях, экспериментирования с жестами, позами и движениями, невербальное общение с партнером, служит созданию глубокого группового опыта. Кроме описанных выше основных форм общения в СПТ, и С. В. Петрушин называет еще песенные упражнения, элементы аутотренинга, слайд-фильмы, которые обслуживают различные виды релаксации, творческую визуализацию, элементы современной психотерапевтической практики, игровую диагностику, антологию человеческого общения, упражнения на межгрупповую взаимодействие. У каждого руководителя тренинговых групп есть возможность выбрать тот или иной метод работы, с помощью которого достигается поставленная цель. При этом каждый ведущий должен соблюдать заповеди — «Не навреди!». Вреда участникам группы может нанести любой психологический вылил, осуществляющего неквалифицированный специалист или человек, который преследует эгоистические цели. Основные требования к руководителю — диплом специалиста-психолога, участие в различных тренингах как участника, а также специальная методическая подготовка в области теории и практики ведения тренингов (которая обязательно включает работу под руководством супервизора). Глава 2. Активизация В ТРЕНИНГЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 2.1. Целевая направленность тренинга по усвоению студентом позиции активного субъекта учебной деятельности Помощь студенту в усвоении позиции активного субъекта учебной деятельности может осуществляться в различных формах учебно-воспитательной работы. Однако наиболее эффективно эта помощь может быть организована как система мер психолого-педагогического характера — тренингов, которые дополняют традиционные формы организации учебно-воспитательного процесса в ВУЗе (лекции, семинары, лабораторные работы, тематические собрания и др.). Каждый тренинг должен быть направлен на актуализацию студентом позиции активного субъекта учебной деятельности в специально созданных психолого-педагогических условиях. Эффект при этом возникает: