Личностные ориентации будущего педагога в контексте его интеракционная становления часть 3

Анализ, представленных в таблицы 2 , позволяет утверждать, что первое место на всех пяти курсах занимает дружелюбный тип отношения к окружающим. Поскольку большинство исследуемых оценила свои взаимоотношения оценкам высокого уровня как дружелюбные, то для них характерна ориентация на принятие и социальное одобрение, любезность, попытки удовлетворить требования всех, „ быть хорошим "при любых обстоятельствах, стремление к цели микрогруппы, эмоциональная лабильность, склонность к сотрудничеству. Такие люди достаточно гибкие и компромиссные при решении проблем и в конфликтных ситуациях. Им присуща сознательная конформность, соблюдения правил и принципов „ хорошего тона "в отношениях с другими, инициативность, желание чувствовать себя в центре внимания. Итак, для этой выборки именно дружелюбие является важнейшим типом отношения к окружающим. На втором месте — зависимый тип отношения к окружающим, что свидетельствует о избирательно-положительное отношение к другим. Для людей с таким типом отношения характерны неуверенность в себе, навязчивые страхи, тревоги, так и прослеживается зависимость от других, от чужого мнения. Кроме этого, может наблюдаться неумение сопротивляться, ожидание помощи и советов, доверчивость, подчеркнутая вежливость. Итак, этот межличностный фактор не является очень важным для представления человека о себе, о своих взаимоотношениях с другими, хотя, конечно, играет не последнюю роль в их формировании. Последнее, третье место, как наименее значимый, на первом курсе занимает авторитарный тип отношений. Соответственно, он практически не применяется по отношению к другим, на нем почти не акцентируется внимание. Хотя не исключен проявление определенных черт авторитарности в некоторых жизненных ситуациях. Чаще всего наблюдается властность, лидерство, доминирование, энергичность, стремление давать всем наставления, советы, ценить, прежде всего, собственное мнение. Однако такие авторитарные лидеры встречаются не очень часто. Рассматривая показатели второго курса, следует отметить, что второе место здесь занимает покоряя тип отношения к другим. В целом следует отметить стремление найти опору в ком сильному, склонность уступать всем и во всем, ставить себя на место, не иметь собственного мнения. Немаловажной в этом контексте оценка своего отношения к окружающему, чувство своей значимости и полезности. Стоит переоценить свой стиль поведения, что, собственно, и происходит на старших курсах университета.
Алмазное сверление в Краснодаре
Третье место на втором (как и на первом) курсе занимает авторитарный тип — не очень весомый во взаимодействии с другими людьми. На третьем курсе второе место занимает альтруистический тип отношения к окружающим. Этот тип для третьекурсников не очень важен, но в общем и не оспаривается. Часть выборки (37,2%) выбрала для себя альтруистическое отношение, свидетельствует о стремлении помогать и сопереживать всем, о способности приносить в жертву свои интересы, брать на себя ответственность за других, навязывать свою помощь, проявлять симпатию, заботу. Хотя все это может быть только „ маской ", скрывающая личность противоположного типа. И все же можно говорить, что альтруизм, связанный с дружелюбием, является важным стилем поведения и типом отношения к другим. На третьем месте снова обнаружено авторитарный тип отношения к окружающим (как на первом и втором курсах). На четвертом курсе на втором месте обнаружено покоряя тип отношения. Это свидетельствует о склонности подчиняться большинству (или сильном), проявлять покорность, скромность, эмоциональную сдержанность, послушное исполнение обязанностей. Этот тип отношений наиболее проявляется во время прохождения производственной практики и в самом деле занимает место (после дружелюбия). Наименее важно альтруистический тип отношений (третье место). Эта выборка не акцентирует внимания на гиперответственности и не считает долгом приносить в жертву собственные интересы. На пятом курсе схема аналогична зафиксированной на третьем курсе: второе место — за альтруистическим типом, третье — по авторитарным. На этом курсе усваиваются сформированы установки, реализуются умение на практике испытываются убеждение, вызревшие стиле поведения и типы отношений. Выводы Исследование позволило выяснить ряд особенностей проявления личностной сферы и системы межличностных отношений, которые могут существенно влиять на Интеракционная становления личности будущего педагога. Раскрыты особенности дают возможность выявлять проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения. В рамках исследуемой проблемы выявлен ряд вопросов, требующих широкого рассмотрения и глубокого исследования для оптимизации уровня профессиональной подготовки. Дальнейшие научные исследования видим в изучении профессиональной направленности личности, характера взаимосвязи потребностно-мотивационной сферы с индивидуально-психологическими особенностями, в разработке и апробации системы средств эффективного влияния на Интеракционная становления будущих педагогов. Литература: 1 Козлова Г. П. Преодоление барьеров профессионального общения как фактор развития Интегральное индивидуальности: Автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.05. — Пермь, 1994. — 19 с. 2. Галузо П. Г. Представления о собственном стиле педагогических отношений в будущих учителей // Психалогия. — 1999. — №2. — С. 39 — 49. 3. Долгун В. В. Представления студентов об идеальной группе как партнере по общению // Психалогия. — 1998. — №3. — С. 81 — 90. 4. Фастовец И. В. Формирование профессионально-педагогической направленности личности учителя: Автореф. дис ... канд. психол. наук: 19.00.07 / НИИ общ. и пед. псих. АПН СССР. — М., 1991. — 20 с. 5 Райгогродский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учеб. пособ. — Самара: Изд. дом „ БАХРАХ ", 1998. — 672 с. 6