Психология в украине и украинская культура xx века

Реферат На тему: Психология в Украине и украинская культура XX века . Девятнадцатый век передало двадцатом основательные проблемы психологии классически интроспективным, естественнонаучного и культурно-гуманистического направлений с попытками совместить эти области между собой, чтобы создать целостную картину психического мира человека. Эти направления и их концептуальный синтез в Украине имели своих корифеев, которые поднимались до мирового уровня в постановке и решении актуальных проблем человеческого бытия: человек как природное существо, его психика как орудие приспособления к среде естественного и социального, смысл творчества, жизненный и творческий путь человека , смысл жизни, самопознания и самосозидания. Украинская психология в своем поступательном движении отражала также достижения мировой психологии, реагировала на ее новейшие открытия и оригинально их толковала.
Уличное видеонаблюдение

Наконец, она переживала весь драматизм культурного, социального и психического жизни общества не только в пределах своего концептуального уровня, но и по жизненной судьбе простого народа. Три направления в отечественной психологии XX века были тесно связаны с имманентно-научным и идеологическим развитием событий. Классически интроспективный направление принципиально исчерпал себя уже в первой четверти века, оставив, впрочем, значительные научные достижения. Естественно-научный, опираясь на достижения физиологии высшей нервной деятельности (рефлексология и др.), С триумфом прошел 20-е годы; в форме учения об условных рефлексах (сторонники школы И. П.Павлова) он определил период до конца 50-х годов. Культурно-гуманистическое направление, пережив расцвет в первой четверти века (здесь особо следует подчеркнуть разработку вопросов творчества и личности), было подавлено господствующей идеологией и наконец ликвидированы административным образом в 30 — 50-е годы. Лишь в последней четверти века это направление медленно набирает мощи и, пожалуй, больше всего определяет современное состояние мировой и отечественной науки. Теоретические основы классически интроспективным направления раскрывают идею самодостаточности, автономности человеческой души, ее независимость от «телесного субстрата». Психофизическая проблема решается в духе параллелизма, или взаимодействия, подчеркивается наличие психической причинности, которая выступает или звеном в системе причинных зависимостей в природе и обществе (Г. Челпанов), или же утверждается психическая причинность, которая сама себя создает (В. Зеньковский). Методом психологического исследования выступает интроспекция (самонаблюдение), предметом — субъективные явления. Телесную активность организма представители этого направления видят в зависимости от субъективно-психических структур и, в конце концов, в телесных проявлениях не находят новый смысл по сравнению с содержанием самой субъективности. Поэтому исследования двигательной телесной активности организма для психологии не имеет значения, хотя проблема физиогномических проявления эмоциональных, волевых, интеллектуальных состояний и соответствующих анатомофизиологических коррелятов становится предметом специального интереса (особенно у И. Сикорского). Было установлено закон сохранения энергии применительно психической деятельности (М. В.Краинськиии). Поднят большой философско-психологическую проблему бытия человеческой души, творческого освоения им мира (С. Л.Фрапк). Раскрыто смысл пограничной ситуации, борьбы мотивов на почве веры и знания — откровение и умозрительности, экстатических решений, учинковои действия и искупления как последействия (Л. Шестов). Проводились историко-психологические исследования, в частности об отношении двух направлений в объективной психологии — отечественной и американской. Представители этого направления создают в Одессе, Киеве, Харькове экспериментальные психологические лаборатории, исследуют вопрос перцепции, разрабатывается теория волевой внимания (М. М.Лапге). Под руководством Г. И.Челпанов действовал теоретический психологический семинар при Киевском университете, в котором принимали участие выдающиеся впоследствии ученые (О. Ф.Лосев, П. П.Блопський, Г. Г.Шпет и др.). На высоком уровне было выдано учебники по психологии для гимназий (Г. И.Челпанов). Классическая интроспекция психология уверенно входила в практику человеческой жизни — в сфере медицины, воспитания, обучения, политики и тому подобное. Разрабатывались вопросы судебно-психиатрической экспертизы, исследовались проблемы утомления при умственной работе, изучались особенности психологии славян, проблемы нервно-психической гигиены и профилактики, ненормальные и болезненные характеры, психология великих людей, в том числе исторических деятелей (П. И.Ковалевськиии), психология художественного творчества, проблемы физиогномики, мнемоники и др. В начале века активно разрабатываются проблемы этнопсихологии (Ц. М.Овсяпико-Куликовский и др.), В том числе процесс образования национальной формы психической деятельности с помощью «силы умственной творчества». Определенный вклад в это дело внесли М. Ф.Сумцов, П. И.Ковалевський, М. В.Краинський, В. Я.Данилевский, Д. И.Багалт, Г. Махулько-Горбацевич. Это был завершающий и очень плодотворный этап классически интроспекции психологии. Она могла непосредственно перерасти в психологию культурно-гуманистическую, однако эпоха сциентизма и техницизма вытеснила из предмета психологии ядро духовности человеческой души. В Украине, России, США сначала возник интерес к объективной психологии, затем был доведен до крайности позиции «наук о поведении» (бихевиоризм, рефлексология, реактология, а также Павловске учение о уеду нервной деятельности) . Естественно-научное направление принципиально отрицает исследования человеческой субъективности, тем больше субъективности животного рода, и уделяет основное внимание телесным проявлениям жизнедеятельности организма, выискивая прежде физиологических механизмов поведения. Это направление, основанное В. М.Бехтерева в 1917 p., Был доминирующим в Украине почти 10 лет. Здесь выдавался специальный научный журнал «Украинский вестник экспериментальной педагогики и рефлексологии», в котором достаточно последовательно в новом ключе подавались старые проблемы человеческого бытия, рассматривались сложные вопросы человеческой личности, коллектива, поведения народа, идеологии, а понятие рефлекса предлагалось поднять до общенаучного (и даже философского) уровня. Механицизм рефлексологии оказался в попытках сведения сложных духовных явлений, в физиологических основ. Но осознавалась недостаток такого подхода. Был выдвинут ряд концепций целостности, которые должны преодолевать механицизм рефлексологичний толкование: брать предметом исследования высокие модели человеческого поведения, использовать идеи целостности физиологии (идея доминанты А. А.Ухтомский и др .) и даже идти на объединение с гештальтпсихологией, где проблема целостности в толковании психического была ведущей, и с фрейдизмом, его идеями поездов и тому подобное. Отсюда, в частности, такие направления, как «фрейдорефлексология». В трудах его сторонников поражает «революционный» стиль мышления — по содержанию и по форме, надежду, что рефлексология поможет пролетариата в его стремлении построить справедливое и счастливое общество. Однако становилось все понятнее, что человек без сознательного начала (рефлексология его принципиально игнорировала) не сможет стать настоящим строителем нового общества. После смерти основателя рефлексологии (1927) она быстро начала терять научные позиции и около 30-х годов стала достоянием истории науки. Триумфальный продвижение этого направления уступил место колебанию и поискам утраченных проблем человеческого сознания. Человек «природы и сознания» видели в свете произведений классиков марксизма-ленинизма. Подвергалось острой критике как «буржуазные» ряд отраслей психологии — психогигиену, психотехнику, педологию. «Своеобразно» решались кадровые вопросы в науке. Так или иначе возрождалась традиционная психология и даже ее интроспективный метод. Психология стала обслуживать идеологические проблемы. Чтобы придать им научного вида, был поднят до уровня идеологии Павловске учение о физиологии высшей нервной системы (условные рефлексы). История повторяется дважды. В 1950 году состоялись павловские конференции, на которых психологи должны провозглашать перестройку своих позиций в духе павловского учения. По его основу должны быть положены, пожалуй, все гуманитарные дисциплины, а также медицина, биология, физиология и др. Существовала установка понимать все психические феномены как имеющие условно-рефлекторную природу (например, «забывания как условный рефлекс» и т. д.). Это было более короткое, но не менее интенсивное повторение случившегося в 20-е годы. С таким же энтузиазмом, только уже «снизу», началась вскоре односторонняя критика павловского учения. Если перед этим настаивали на «руководящей роли» коры полушарий головного мозга в определении поведения человека, то теперь акцент на такой же роли подкорковых структур. Одну гордыню шельмовали другой, опираясь на известные открытия зарубежных ученых (Моруцци, Мегуна, Джаспера, Пенфипда и др.). В конце концов, отвергая заидеологизированные принципы теоретического исследования, украинские психологи начали добросовестно осуществлять познания человеческой практики, утверждая гуманистическое начало психологии. В этом направлении она имела значительные достижения уже в первой четверти века. Литература.

  1. Абаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Санкт-Петербург, 1998.
  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва, 1994.
  4. Вгтдепъбанд В. О Сократ // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т.1.
  5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Москва, 1998.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  7. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т. 1.
  8. Ортега-и-Гассет X. дегуманизацией искусства. Москва. 1990
  9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Москва. 1997.
  10. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904.
  11. Риккерт Г. Философия истории. Санкт-Петербург, 1908
  12. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. 1914. Вып.1. Т.1.
  13. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991.