Психологические особенности диалога ' студент — компьютер ' часть 5

Анонимный общения характеризуется отсутствием личностных моментов и имеет место в случаях, когда компьютер не требует, чтобы студент давал о себе определенные сведения, представил себя. Социально-ориентированное общение характеризуется тем, что компьютер ориентируется на студента как на представителя определенной группы. Личностный (неформальное ") общения характеризуется тем, что партнеры воспринимают друг друга прежде личностями, когда в центре их внимания стоят личностные отношения. В некоторых же случаях компьютеру приписывают даже определенные черты личности, иначе говоря, компьютер персонифицируется. Параметр структура партнерства имеет тесную связь со степенью симметричности и характеризуется соотношением статуса партнеров общения. Имеется в виду позиция равноправия или статус «старшего», «более опытного». Здесь возможны несколько случаев: первый — компьютер выступает с позиции «старшего» (педагог, консультант, репетитор), второй — с позиции «взрослого» (в данном случае означает «равного мне»), как партнер, коллега или соперник, третий — с позиций «ребенка» (в данном случае просто исполнитель, игрушка и т. д.). Параметр функционально-ролевых особенностей общения тесно связан с параметром структуры партнерства и характеризуется специальной ролью, которая отводится компьютеру.
Видеонаблюдение над кассой

В системах компьютерного обучения компьютер моделирует социальную роль педагога, эксперта, репетитора или послушного студента. При этом обычно различают следующие роли компьютера: педагог (репетитор), средство деятельности, студент. Параметр модальность общения характеризуется формой представления компьютером и формой сообщения студента. В соответствии с выполняемыми функциями выделяют два вида диалога: основной и вспомогательный. Основной диалог касается решаемой задачи, выработки плана ее решения, стратегии решения и других аспектов. Вспомогательный диалог (так называемый метадиалог) направлен на уточнение сообщений студента. Появление метадиалогу обусловлена ограниченными возможностями компьютера в понимании сообщений студента. Вспомогательный диалог инициируется компьютером, и мера диалога характеризуется числом сообщений-вопросов для понимания компьютером текста сообщений студента. 2.3. Общепсихологические требования к диалогового взаимодействия студента с компьютером Как и любое общение, диалог студент-компьютер имеет удовлетворять определенные психологические, прежде Общепсихологические, требования. Эти требования нельзя отождествлять с требованиями к межчеловеческого общения, ведь диалог студент-компьютер не может его полностью дублировать. Поэтому необходимо добиваться, чтобы этот диалог не последовал межчеловеческих общения, а учитывал основные его закономерности. Наиболее кратко сформулировать Общепсихологические требования к диалогу студента с компьютером можно через выражение: «Интерфейс должен быть дружественным». Интерфейс — это комплекс технических и (или) программных средств, которые позволяют обеспечить диалоговое взаимодействие между студентом и компьютером без использования языков программирования. В современных компьютерных системах применяется интеллектуальный интерфейс. Это такой способ взаимодействия человек — компьютер, когда передача информации осуществляется на естественном языке, с помощью изображений, образов или путем устной речи. Понятие дружественного интерфейса формирует такой набор требований к ИНС, который включает максимальное упрощение способа взаимодействия пользователя с системой, оптимизацию использования всех возможностей ИНС, адекватность интерфейса Задачно структуре и области применения, обеспечение пользователю психологической комфортности и непринужденности общения с системой . Все выше упомянутое предусматривает: соблюдение психологических и лингвистических требований к организации диалога и его структуры, понимание компьютером сообщений студента, наличие обратной связи. В этих условиях в диалоге сводятся к минимуму действия пользователя по осуществлению взаимодействия, одновременно обеспечивается использование всего спектра возможностей системы, максимальная доступность информации для студента, соблюдение основных принципов представления информации, которые обеспечивают полноту и психологическую комфортность восприятия информации. Обязательным является обеспечение толерантности (терпимости) системы и способности к восприятию не только одной точки зрения, что позволяет избежать возможных недоразумений с студентом (возникающие вследствие различия точек зрения), оптимизируя учебные влияния и формируя широту взглядов. Особенно важное значение для дружеского общения имеет предоставление студенту максимума релевантной информации, объем, порядок и форма представления которой должны учитывать его потребности. Это касается также служебной информации, отражающей возможности системы, ознакомление студента с которыми повышает эффективность использования системы. Процесс ознакомления с системой (построение ее ментальной модели) предусматривает приобретение студентом «фрагментов знаний» по конкретным реакций системы. Эти знания затем компонуются в определенные «пакеты» на основе внутренних связей, формируя в целом структурно-функциональную модель компьютера. При этом студент не может получить нужные знания только путем наращивания объема взаимодействия с системой: возможно проявление неправильных ассоциаций и как результат ошибочных выводов, закрепление ложных фрагментов модели, приводит к неправильному толкованию возможностей системы. Неправильные ассоциации возникают по двум причинам: попыток студента «перепрыгнуть», избежать «лишних» затрат времени и усилий на детальное ознакомление с системой или неспособности (неумение) студента правильно оценить пределы применения только приобретенных знаний, что проявляется в попытке неадекватного использования входящих сообщений (такого, которое не соответствует контексту применения). Студенты зачастую не умеют воспринимать релевантную информацию потому столь «целенаправленные», что «не замечают» информации, которая им предоставляется, но, по их мнению, не имеет непосредственного отношения к данной конкретной цели, и в то же время некритично относятся к любой информации, которая кажется им. В таких случаях студентам не удается создать адекватную модель взаимодействия с системой, что значительно снижает их мотивацию во взаимодействии с компьютером. Желательно обеспечить своевременное ознакомление студента со структурой и функционированием системы. Поскольку основным источником информации выступает интерфейс, важно, чтобы информация рассматривалась через интерфейс с привлечением языка, обратной связи и оказанием помощи. Среди интерфейсов, в зависимости от объема информации, предоставляемой студенту, можно выделить «информационно бедные» и «информационно богатые». В идеале интерфейс должен предоставлять студенту всю нужную информацию, хотя в различных условиях эти потребности могут сильно отличаться в зависимости от опыта студента, его знаний, способностей и т. д.