А. робек и т. кьернан — простая наглядность как творческое взаимодействие иллюстрации с текстом в историко-психологической литературе

Реферат На тему: А. Робек и Т. Кьернан : простая наглядность как творческое взаимодействие иллюстрации с текстом в историко-психологической литературе. Наглядные рисунки, которые должны украсить и даже толковать серьезные идеи, были бы в случае в каждой истории психологии, подчеркивая «дух» времени. Иллюстрация не только показывает то, что подробно описывается (это была бы преимущественно тавтология), а дает такой материал, который должен войти в творческое взаимодействие — и текстом, а не быть его дубликатом.
половая доска

Психологи до сих пор мало исследовали эту проблему. Есть определенные разработки взаимодействия текста и иллюстраций (см., В частности: О. О.Бойко. Иллюстративная наглядность в восприятии текста. Киев, 1975), однако психологи еще задолжали перед практиками — учителями и преподавателями. В своей «Иллюстрированной истории психологии и психиатрии» А. Робек и Т. Кьернан предлагают читателю «общую психологию, ее корни и источники». Среди знаменитых психологов, которым посчастливилось быть отмеченными в этой книге, встречаем Аристотеля как «первого человека в психологии». Существует определенный шаблон относительно начала психологии, — именно потому, что в основном преобладает европоцентристские мнение. Следующее место удалось занять Платону. Почему? Как ученику Аристотеля? Они представлены как ученые, впервые поставили вопрос о «эмоциональный характер человеческого существования» (?). Из представителей богословской психологии (патристика, схоластика) читателю предлагают только Тертуллиана, Августина, Фому Аквииськигы. Возрождение представлены (крайне недостаточно) Хуапу Луисом Вивес, П. Меланхтоном, Р. Гоклениусом, Х. Уарте. Новое время отмечен фигурами Р. Декарта, Т. Гоббса, Б. Стнозы, Локка, Д. Гьюма, Г. Лейбпица, Е. Кондильяка. Далее сообщается о первых психологические журналы XVIII в. Отмечено фигуры морщит, Брауна, Канта. Фридрих Гербарт квалифицируется как первый представитель «динамической психологии». Р. Лотце рассматривается как один из основателей современной (?) физиологии. По Ф. Месмера автор выдвигает вопрос, был ли он исследователем, или шарлатаном, а может, и ранним практиком. Френологии в лице Ф. Й.Галля посвящено значительную часть исследования. Е. Вебер назван основателем психофизики, а его научный единомышленник Г. Фехнер — «Отцом научной психологии». Такие оценки можно было бы считать своеобразными, если бы не их односторонность, неопределенность и неквалифицированность. Фехнер становится и физик, физиолог, врач, основатель экспериментальной эстетики, и как переводчик научной литературы, философ, поэт. Делается странное замечание, что он был психофизика-паралелистом «монистического типа», для которого тело и душа идентичны и только рассматриваются с двух разных позиций как отдельные. Гельмгольц, Е. Геринг возникают как выдающиеся исследователи зрения, В. Вундт толкуется как основатель психологической лаборатории в Лейпциге (1889). О его работе «Психология народов» справедливо отмечается, что, якбгг Вундт больше ничего не написал кроме нее, он занимал бы ведущее место среди выдающихся психологов мира. К. Штумпфа охарактеризован как предшественника нативизма, Г. Еббипгауза квалифицировано как первопроходца в исследовании памяти, несмотря на то, что глубокое сдвиги в этой проблеме принадлежит еще Августину. Г. Мюллер толкуется как «чистый эксперименталиста». Для данного историко-психологического исследования характерны короткие экспрессивные образы, посвященные ученым, без какой-либо связи с другими исследователями психических феноменов, без единой линии становления и развития всемирной психологии. Преобладают экспрессивные фрагменты из истории психологии. Иллюстративные материалы представлены с нарушением хронологии, тематике. Это портреты психологов; картины известных художников; различные приборы; автопортрет Бодлера, сделанный после употребления гашиша; фото К. Ясперса, Ж. -П. Сартра, Ч. Песталоцци со своими любимыми питомцами; курение марихуаны; портрет братьев Гримм; рисунок собаки, в которой вырабатываются условные рефлексы; отрывок письма И. Павлова немецком языке; семейный портрет — полиандрия в современной Индии; развитие поведения ребенка от 4 до 48 недель; портрет Мюнстерберга — основателя прикладной психологии; Миннесотского тесты интеллекта; «Леда и Лебедь» за картиной Бернаццано (с пояснением: «древние греки много размышляли по сексуальных извращений, присущих богам и богиням») и др. Следует специально отметить «засексуализованисть» большинства иллюстративного материала, среди которого еще преобладает тема сексуальных отклонений: Афродита, играет с мечом Ареса (Флоренция, Уффици); бисексуальность греческих богов; набор римских фаллических амулетов, которые защищают детей от злого глаза; семья Юлия Цезаря, была бездной сексуальных перверсий; ориентальные скульптуры эротического типа; «Сад земных наслаждений» И. Босха. средневековый «пояс верности». Иллюстрировано религиозные предрассудки, граничащих с отклонениями от нормы. Завершается эта своеобразная иллюстрированная история психологии и психиатрии темой отношение людей к животным, в частности в фрейдовском семье. Вот тут достаточно странный отбор материала. К сожалению, попытки дать солидную иллюстрированную историю психологии, насколько известно, не было сделано. Едва ли не единственный иллюстрационный материал в историях психологии — это портреты ученых. Можно отметить разве что искусно оформлен «Психологический атлас» Шевчука (Warszawa, 1976), в котором помещен небольшой исторический раздел под названием «Создатели и сотворцы психологии». Литература.

  1. Абаньяно Н. Введение в экзистенциализм. Санкт-Петербург, 1998.
  2. Абаньяно Н. Мудрость философии и проблемы нашей жизни. Санкт-Петербург, 1998.
  3. Вебер М. Избранное. Образ общества. Москва, 1994.
  4. Вгтдепъбанд В. О Сократ // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т.1.
  5. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Москва, 1998.
  6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994.
  7. Зиммель Г. Истина и личность // Лики культуры: Альманах. Москва, 1995. Т. 1.
  8. Ортега-и-Гассет X. дегуманизацией искусства. Москва. 1990
  9. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды. Москва. 1997.
  10. Риккерт Г. Введение в трансцендентальную философию. Киев, 1904.
  11. Риккерт Г. Философия истории. Санкт-Петербург, 1908
  12. Риккерт Г. О системе ценностей // Логос. 1914. Вып.1. Т.1.
  13. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. Москва, 1991.