Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества часть 4

Ш. А. Амонашвили отмечал, что каждый человек — это неповторимая индивидуальность, и поэтому она характеризуется своим уникальным набором (личностных) качеств, который и будет определять уровень его творческих достижений и возможностей. Поэтому в процессе формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству наибольшее внимание необходимо уделять ярким и значимым качествам и индивидуальным особенностям, которые имеют первостепенное значение для развития творческой личности будущего учителя и актуализации и проявления его потенциальных возможностей в учебно-воспитательном процессе. 4. Условия формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству Исследователями выделяются организационные и психолого-педагогические условия формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству в условиях высших педагогических учебных заведений I-IV уровней аккредитации.
переводчик в Шанхае

Система профессиональной подготовки будущего учителя к педагогическому творчеству В. И. Загвязинський связывает с созданием таких организационных условий: обеспечение теоретического оснащения (формирование научного мировоззрения при изучении учебных дисциплин, овладение современной педагогической и психологической теории); реализация методического оснащения (умение вариативно использовать методы, приемы, формы обучения и воспитания в зависимости от конкретных ситуаций, овладение техникой и технологией решения педагогических задач); побуждение к творческому решению педагогических задач, в основе которого лежит вера в возможности учеников, положительное отношение к педагогической деятельности, неудовлетворенность уже достигнутым, потребность в самосовершенствовании и прочее; содействие развитию тех способностей, что необходимые для творческой деятельности: познавательной активности, самостоятельности, умения определить альтернативу очевидном, анализ и оценка различных вариантов, прогнозирование хода педагогического процесса и возможностей развития учащихся, выдвижение гипотез и осуществления переноса. В систему профессиональной подготовки к педагогическому творчеству А. Н. Пехота предлагает включить использование концепции профессиональной индивидуальности будущего учителя. Исследователь отмечает, что индивидуализация подготовки специалиста является важным условием развития личности, а формирование готовности к самосовершенствованию и развитие личностных качеств является генеральным направлением реформирования педагогического образования. На основании анализа педагогической литературы, можно сделать вывод, что готовность учителя к педагогическому творчеству находится в прямой зависимости от уровня сформированности его индивидуальности. Так, у выдающегося педагога-классика Й. Г. Песталоцци мы находим мнение, что подготовка настоящих учителей предполагает наличие захваченных этой целью людей, которые сами уже стали тем, что они должны сделать с обучаемых. На основании этого утверждения считаем, что каждый преподаватель, каждый будущий учитель должен стать сам творческой личностью для того, чтобы формировать творческую личность в своих воспитанников. Поэтому творческая индивидуальность студента и преподавателя педагогических учебных заведений должна выступать как социальная ценность, а осуществление профессиональной подготовки должно происходить на основе индивидуальных планов, чтобы не было места пренебрежению потенциальными творческими возможностями, познавательной деятельностью, которые играют значительную роль в формировании личности будущего педагога. Умение педагога осуществлять индивидуально-творческий подход в своей профессиональной деятельности трудно переоценить. Потому что именно этот подход предполагает самоактуализацию и самореализацию субъектов учебно-воспитательного процесса. Н. В. Кузьмина считает, что глубокое знание преподавателем особенностей и потенциальных возможностей студентов, умение использовать и развивать свои собственные потенциальные возможности в процессе общения с ними повышают интерес студентов к обучению, вызывают желание творчески осваивать новые знания, изучать окружающий мир, себя и других людей в мире. В. И. Загвязинський считает, что практическая реализация процесса формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству возможна только тогда, когда высшие педагогические заведения будут формировать у студентов установку к педагогическому труду как творческой деятельности, развивать готовность к постановке и решению задач творческого характера в учебно-воспитательной работе . 5. Источники творчества. Факторы, стимулирующие и тормозящие педагогическую креативность О необходимости использования источников творчества писал Ш. А. Амонашвили. По его словам, существует три основных источника творчества: 1) общение с другими учителями, в котором развивается, уточняется и обогащается собственный опыт. Такое общение всегда должно быть творческим, чтобы опыт лучших не копировался, а дополнялся, переживался лично и воплощался в педагогическую практику уже обновленным в соответствии с требованиями современности и потребностями личности педагога и ребенка; 2) литература. Ш. А. Амонашвили подчеркивал, что будущий учитель должен знать как и уметь работать с книгой. Педагогу ™ необходимо не только читать, но и конспектировать, спорить, высказывать свое мнение относительно прочитанного (даже самому себе). Общение с людьми, которые уже что-то создали, является условием духовного роста личности, — утверждал педагог-гуманист. Похожее мнение мы находим у В. А. Кан-Калика и Н. Д. Никандрова: «творческий учитель при использовании методических разработок и рекомендаций аккумулирует опыт коллег, не просто» вживляя "его в свою педагогическую ниву, а пропуская его сквозь магический кристалл своего творчества ... Иными словами, чужой опыт не только механически переносится, а становится частью системы собственных педагогических идей. Если таких идей нет — конспект урока мертв ", 3) следующее источник творчества педагога — это вдохновение в работе с детьми. Такое вдохновение возникает лишь тогда, когда педагог почувствует в себе настоящую любовь к ребенку. Ведь, если вы хотите развить в себе Божий дар педагога — необходимо любить ребенка, — утверждал Ш. А. Амонашвили. Поэтому, основой профессиональной подготовки будущего учителя к педагогическому творчеству должно быть формирование умения студентов педагогических заведений любить, которое будет надежным фундаментом будущего вдохновения от своей творческой деятельности. В. И. Загвязинський отмечает, что в учебно-воспитательный процесс учебных заведений необходимо вводить элементы, которые будут ориентировать будущих учителей в творческой деятельности (эвристические программы, рекомендации, не жесткие правила), помогут обеспечить изучение и практическое овладение основами теории и методики творческой педагогической деятельности и системой организации творческой деятельности (как индивидуальной, так и коллективной) во время внеаудиторной работы студентов (в частности, во время непрерывной педагогической практики).