Личностные ориентации будущего педагога в контексте его интеракционная становления

Личностные ориентации будущего педагога в контексте его Интеракционная становления Проблема педагогического взаимодействия — одна из определяющих в психолого-педагогической науке. Это обусловлено ее влиянием на процесс самоактуализации личности будущего педагога. Ведь крайне важно учитывать сложные динамические процессы, разворачивающиеся в ходе обучения, внутриличностные изменения участников и весь целостный контекст педагогического взаимодействия. Поэтому предметом исследований ученых стали факторы, возникающие в процессе педагогического взаимодействия как межличностные отношения, формирование профессиональных качеств личности и тому подобное. Отсюда возникает „ необходимость рассмотрения педагогического взаимодействия как многомерного, многофакторного явления, результаты которого могут быть не только не непосредственными, но и опосредованными и отсроченное в пространстве и времени, и зачастую подлежат даже тонком педагогическом наблюдению ". Согласно такому подходу к проблеме педагогического взаимодействия в вузе возникает необходимость анализа системы детерминант, обусловливающих профессиональный рост и становление личности будущего педагога. В контексте рассмотрения проблемы формирования профессиональных интеракций личности будущего учителя важными аспектами изучения возникают, по нашему мнению, такие, как: уровень сформированности представлений об особенностях межличностного восприятия и статусного положения в группе; оценка собственного стиля педагогических отношений; особенности потребностно-мотивационной сферы; роль малой группы в оптимизации межличностных отношений и общения и тому подобное. Успешность формирования профессиональных интеракций личности будущего учителя довольно тесно связана с дальнейшим ее становлением и зависит „ от степени сформированности и качества функционирования механизма слияния образов „ Я «-Реальные и „ Я» идеальное и сопоставления их с требованиями педагогической деятельности как в процессуальном плане (глубина рефлексии), так и в плане результативном (уровень осознания) особенностей собственного стиля педагогического взаимодействия ". Итак, ориентации учителя будут конкретизироваться и проявляться в его общении с участниками учебно-воспитательного процесса, опосредующих и направляя его будущей профессиональной деятельности. Становление личности будущего педагога, его профессиональных интеракций происходит, как правило, в малом (академической) группе.
кузовные работы Днепр
Студенческая группа возникает своеобразным партнером общения. По мнению В. Долгуна, результаты взаимодействия в системе „ личность — группа "значительно зависят от формирования представлений человека о социальных сообщества, членом которых она является. Понимание того, что, по сути, представляет собой группа, какими психологическими характеристиками она обладает, является для личности исходной информацией регуляции ее социального поведения. Раскрывая особенности профессионально-педагогической направленности личности, И. Фастовец на основе профессиональных мотивов и видов рефлексии учителя выделяет такие ее типы, как деловая и гуманистическая направленность. Развитие этих типов направленности личности будущего педагога, очевидно, является важной предпосылкой формирования профессиональных интеракций. Подводя итоги анализа проблемы становления профессиональных интеракций личности будущего учителя, можно утверждать, что среди факторов, определяющих успешность педагогической деятельности, важная роль принадлежит налаживанию взаимодействия между всеми ее участниками. Сама проблема педагогического воздействия может успешно решаться тогда, когда рассматривать взаимодействие как процесс, в котором меняются обе стороны. То есть, субъект — субъектные отношения указывают на одинаковую меру вовлеченности и ответственности всех участников. Цель исследования: изучить особенности личностной сферы, системы межличностных отношений будущих педагогов — студентов I — V курсов. Для этого предполагалось исследовать некоторые современные тенденции профессиональной подготовки будущих педагогов; осуществить диагностику особенностей личностной сферы и системы их межличностных отношений; провести сравнительный анализ исследуемого явления на разных курсах вузов. Методика и организация исследования К исследованию были привлечены 241 студента Волынского государственного университета им. Леси Украинский. Программа эксперимента предусматривала изучение структурных элементов личностной сферы будущих педагогов, учет которых необходимо при оптимизации системы профессиональных интеракций. Да, с помощью методики диагностики направленности личности Б. Басса осуществлялся анализ основных направленностей личности испытуемых: 1) направленность на себя (Я); 2) cпрямованисть на общение ©; 3) направленность на дело (СС). Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири применялась для исследования представлений субъекта о себе и идеальном „ Я ", а также для изучения взаимоотношений в малых группах. По этой методике выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Типы отношения к окружающим: 1) авторитарный; 2) эгоистичен; 3) агрессивный; 4) подозрительный; 5) подчиняющий; 6) зависимый; 7) дружелюбный; 8) альтруистический. Результаты исследования Результаты, полученные по методике диагностики направленности личности Б. Басса, свидетельствуют, что для большинства участников выборки на первом курсе характерное проявление „ направленности на себя "(средний уровень 65,7%). Количество выборки, выбрала „ направленность на себя ", в высоком уровне 26,3%, в низком — только 8%. Количество лиц, для которых характерна „ направленность на общение ", составляет: высокого уровня — 57,8%; среднего уровня — 42,2%; низкого уровня — 0%. По параметру „ направленность на дело "прослеживаются следующие результаты: высокий уровень — 34,3%, средний — 65,7%, низкий — 0% выборки. Таким образом, основная часть выборки из первого курса предпочитает параметру „ направленность на общение «как наиболее значимом на этом этапе их жизни. На втором курсе были следующие результаты: „ направленность на себя»: высокого уровня — 31,6% выборки, среднего — 40%, низкого — 28,4%; &Bdquo; направленность на общение «: высокого уровня — 58,3% выборки, среднего — 28,3%, низкого — 3,4%; „ направленность на дело»: высокого уровня — 36,6% выборки, среднего уровня — 50%, низкого — 13,4%. Итак, самый высокий показатель среди второкурсников — „ направленность на общение «(58,3%). На третьем курсе показатель высокого уровня „ направленности на себя» равна 23,7% выборки, среднего уровня — 44%, низкого — 32,3%. Показатель высокого уровня „ направленности на общение "- 12%, среднего — 37,2%, низкого — 50,8%. Показатели „ направленности на дело ": высокого уровня — 12%, среднего — 40,6%, низкого — 47,4%. Итак, для этой выборки наиболее значимыми являются „ направленность на себя «и „ направленность на общение» как личностные типы поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии. На четвертом курсе по шкале „ направленность на себя «обнаружено: высокого уровня — 23,8% выборки, среднего — 43%, низкого — 33,2%; „ направленности на общение»: высокого уровня — 33,2% выборки, среднего — 28,5%, низкого — 38,3%; &Bdquo; направленности на дело ": высокого уровня — 31% выборки; среднего — 45,2%; низкого — 23,8%. Итак, среди студентов четвертого курса преобладает параметр „ направленность на общение "как важнейший аспект взаимодействия с окружающими.