Психологические особенности усвоения студентами учебного материала (на примере высшей математики) часть 4

Восприятие материала по высшей математике невозможно, если наставления студента ошибочное или опыта и знаний недостаточно для правильного понимания материала, воспринимается, потому что тогда новые знания будут восприниматься неадекватно или ошибочно урозумиються. Восприятие в таких случаях может стать иллюзорным, искаженным. Например, при изучении в курсе линейной алгебры вычисления определителей путем предварительного их элементарного преобразования, приводит к не понимание некоторыми студентами этого процесса. Это происходит потому, что при изучении элементарных преобразований матриц материал не был воспринят и осмыслен должным образом. Математический материал тяжелый для восприятия не подготовленной человеком, поэтому студентам нужно больше внимания уделять повторение материала предыдущих лекций прежде чем идти на следующую. Успех восприятия иногда обеспечивается за счет организации учебного материала. Лекции по высшей математике очень насыщенные теоремами и их доказательствами, а это не способствует восприятию и осмыслению материала. Целесообразно в этом случае чередовать теоремы с примерами на их применение, если это возможно. Опыт преподавателей высшей математики показывает, что при проверке конспектов лекций студентов в них не всегда записано главное, существенное, то, что было ведущими на лекции и на занятиях. В конспектах преимущественно некоторые эпизоды, второстепенные мысли, неправильные рисунки. Это свидетельствует о том, что такие студенты еще не умеют слушать лекцию, выделять в ней главное, не наблюдательны. Использование наглядности исторически проверенным средством активизации восприятия.
строительство частных домов в Днепре

Наглядность в обучении продиктована природой человека. Познание начинается с живого созерцания, а его правильность проверяется практикой. Используя схемы, таблицы, муляжи, препараты, машины и их детали, кино и телевидения, преподаватель активизирует слуховое и зрительное восприятие, способствует осмыслению воспринимаемого. Хотя не следует забывать, что чрезмерное использование наглядности, применение ее там, где возможно оперирование понятиями и образами, тормозит внутреннюю речь, словесно — логическое и абстрактно — понятийное мышление, которое должно преобладать на лекциях и практических занятиях по высшей математике. Активизация восприятия способствует глубокому пониманию и усвоению учебного материала по высшей математике. Способы активизации, рассмотренные ранее, дают положительные результаты. Используя их, преподаватель должен руководствоваться а в первую очередь задачами формирования у студентов глубоких знаний и умений. 3.Представление и память Сознательная жизнь и деятельность человека, его умственное развитие, получение знаний, умений и навыков связанные с деятельностью памяти. Одним из принципов обучения является глубина и прочность усвоения знаний. Прочность знаний зависит от активного действия всех познавательных процессов личности — восприятие, представление, мышления, речи, а также от эмоциональных и волевых качеств человека, его способностей мобилизовать и направить свои силы на усвоение учебного материала. Но ведущую роль в усвоении знаний играет память. В процессе обучения студентам приходится постоянно запоминать, хранить и воспроизводить учебный материал. Память — это психический процесс, который представляет собой отражение того, что было в прошлом опыте личности. Основано это отражение на образовании прочных временных связей в коре больших полушарий головного мозга (запоминания) и актуализации их в дальнейшем (воспроизведение). Одной из форм существования знаний и опыта в сознании человека есть представление нашей памяти, то есть образы предметов и явлений действительности, что нас окружает, и обида, которые образовались в нашем воображении. Точность и устойчивость знаний зависит от четкости и точности воспроизведения образов. Особенно важную роль в процессе усвоения знаний играют зрительные, слуховые и двигательные представления. Представление имеют преимущественно большое значение в деятельности человека. Представление может быть конкретным и обобщенным. Если конкретное представление является отражением конкретных предметов и явлений действительности с их индивидуальными особенностями, то в обобщенных представлениях схематично отображаются общие черты конкретных предметов. Они выступают в сознании человека в виде контурных образов предметов и сопровождаются их названиями. Общие явления приближаются к конкретным понятиям, вместе с которыми знания в реальном мире становятся глубже и шире. Образы представления возникают в результате восприятия и деятельности воображения. Владение знаниями — это способность осмысленно, а не механически запоминать и воспроизводить, относиться критически к знаниям для того, чтобы запоминать необходимое, а не второстепенное и случайное, актуализировать знания в памяти, постоянно контролировать себя в отношении прочности, точности и деятельности собственных знаний. Процессы памяти имеют свои закономерности. В молодом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, в старшем — произвольное, целенаправленное. У взрослых, составляют контингент студентов высших учебных заведений, преобладает произвольное, сознательное запоминание и воспроизведение. Усилия студентов запоминать математический материал механически, то есть путем многократного бессознательного повторения заканчивается неудачей довольно часто, чем это бывает у учащихся младшего возраста. В целом уже доказано, что механическое запоминание, или, как его еще называют, зазубривание, особенно у студентов, является самым не продуктивным средством запоминания. В процессе старения организма эффективность запоминания и воспроизведения снижается, процессы запоминания, сохранения памяти и воспроизведения ослабевают. Эффективно воспроизводится то, что запоминалось давно и держалось в памяти, что часто в определенной форме повторялось и применялось на практике, эмоционально нас поражало. При нормальных условий жизни и деятельности, при постоянных тренировках памяти, особенно при использовании знаний на практике, память не теряет своей силы и остается произвольной до старости. Память имеет свой объем. Материала, который трудно осмысливается, запоминается в меньшем объеме, осмысленный — в большей. Организованный материал, изложенный в определенной системе, в логической последовательности, запоминается в большем объеме, чем не организован и бессистемное выложен. Материал, который тяжелее осмысливается, нуждается в большем количестве повторений для запоминания. Эббингауз своими опытами доказал, что 7 без сознательных складов запоминается сразу, а для запоминания рядов с 12, 16, 24, 36 складов требует уже 17, 30, 44 и повторений, (в соответствии с количеством слогов). Р. Вудвортс считает, что 8 цифр можно запомнить после одного повторения, а для запоминания уже 9 цифр необходимо повторить их три раза. П. Б. Невельский своими опытами осмысленного запоминания показывает, что объем долговременной памяти увеличивается с увеличением количества материала.