Психодиагностика интеллектуальных способностей. часть 3

Таким образом, насчитывается 12 субтестов. Однако, в целях экономии времени, а также руководствуясь рекомендациями автора методики, нами были использованы 10 субтестов 5 вербальных и 5 невербальных. Процедура тестирования. Поскольку процедура тестирования занимает много времени, обследование было проведено предварительно. Поэтому сейчас, руководствуясь уже полученным опытом, студенты вспомнят, в чем заключалась суть процедуры тестирования, инструкции и особенности выставления оценок за субтестам. — С чего начиналось тестирование? — Перед началом тестирования происходило короткое знакомство экзаменатора с обследуемым, во время которого мы старались установить атмосферу доверия и сотрудничества. В процессе беседы мы заносили в Регистрационную карточку (демо 1) анкетные данные обследуемых: фамилия, имя, отчество, дату тестирования, место учебы, группу, место проживания, место работы родителей. Важнейшим на данном этапе было указать точную дату рождения, поскольку таблица определения IQ охватывает возрастной диапазон в 11 лет и каждый год разделен на 3 отрезка длиной в 4 месяца После этого приступали к непосредственному тестированию.

  • Как происходил процесс обследования?
  • Обследование проводили 4 студентов. Одна пара проводила вербальные субтесты, другая — невербальные, в паре один проводил опрос, один вел протокол.
    беседка с барбекю

    Самым моментом в методике было выставления оценок по результатам тестирования, поскольку малейшая ошибка в действиях или в использовании таблиц могла существенно повлиять на конечную оценку. Например, субтесте «Общая осведомленность», исследующий запас сведений и знаний, предлагается 29 вопросов выставляется 1 балл за правильный ответ. Вопросы такого типа: Как называется точка горизонта, где садится солнце? Кто написал Евгения Онегина? Сколько кг имеет пуд? Кто открыл Южный полюс? и т. д.

В субтесте «Общее понимание», «Установление сходства», «Словарь» ответы оценивались 0, 1, 2. Наивысшее количество баллов выставляли тогда, когда обследуемый приводил 2 и больше аргументов своего ответа. Например, в вербальном субтесте «Словарь», который направлен на изучение вербального опыта, то есть понимание и умение определить значение слов, следовало объяснить значение слова асептика. Если обследуемый приводил объяснения это против микробов , он получал 0 баллов , если говорил, чистый — 1 балл, если же употреблял понятие стерильный, обеззараживания физическими методами кипячением, паром), он получал 2 балла. Баллы заносили в Регистрационной карточки (демо 2) — прогадаете, как осуществлялось проведение невербальных субтестов? В отличие от вербальных, при выполнении данной группы субтестов время был лимитирован, причем в каждом субтесте были свои временные рамки. Невербальная группа субтестов начиналось с задания, которое предусматривало приложения недостающих деталей. Это субтест направлен на изучение зрительного восприятия, наблюдательности, зрительной дифференциации. Предлагается 21 рисунок, на каждом следует отыскать деталь, которой не хватает в 20с. Субтест «Кубики Косса» направлен на изучение сенсомоторной координации, способности синтеза целого из частей. Обследуемому предлагали последовательно воспроизвести 10 образцов рисунков из цветных кубиков. Время ограничено в каждом задании (демо 3). Следует отметить, что наилучшие результаты по этому субтестом показали студенты изобразительного отдела. — Прошу рассказать, как происходило обработки субтестов? Процедура обработки результатов тестирования и определения КИ состояла из 7 шагов. Анализ приложения 2. После завершения обследования осуществляется обработки и интерпретация результатов . С помощью нормативных таблиц исчисляется полный или общий, вербальный и невербальный интеллектуальный коэффициенты (анализ приложения 3 ). Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, ниже приближается к 0, а выше до 200. В каждого третьего человека IQ (34%) находится между 84 и 100 баллами, в стольких же наблюдается IQ от 100 до 116. Эта масса людей (64%) считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой) рассматриваются как умственно отсталые, люди с пониженным интеллектом IQ от 10 до 84, или как имеющие высокими, то есть выше среднего интеллектуальными способностями (IQ от 116 до 180). В качестве основного диагностического критерия используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам при IQ = 50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ менее 50 — средней тяжести и при IQ менее 35 — резко выражена. тяжелая форма — идиотия — характеризуется IQ = 20, речь и мышление практически не формируются, преобладают эмоциональные реакции. Средняя степень называется имбецильностью (IQ = 20-50) — словарный запас имбецилов до 300 слов, их можно обучать, для них характерна высокая внушаемость, они нуждаются в заботе, уходе. Дебильность — это легкая стадия слабоумия, которую трудно отличить от психики на нижней границе нормы. Поведение дебилов достаточно адекватная, самостоятельная, речь развита. В подростковом возрасте проявляются дефекты в абстрактном мышлении. Они понимают все буквально, переносный смысл пословиц. Поговорок, метафор не понимает. Такие лица овладевают преимущественно конкретными знаниями, усвоение теоретических им не удается. В результате проведения теста Векслера, вы увидели, как много задействовано различных психических функций и процессов, совокупность которых в конце составляет общий уровень его интеллектуального развития. Задействованными были и настойчивость в выполнении задач, и соответствующая самооценка, отсутствие импульсивности, гибкость и подвижность умственной деятельности. Обобщая предыдущий этап урока, хочу предложить вам провести сравнительную характеристику показателей уровня интеллектуального развития известных исторических фигур. Прошу рассмотреть приложение 4. Исследователи считают, что существуют некоторые химические соединения, которые человек употребляет с продуктами питания, способны активизировать умственную деятельность. Это белки, аминокислоты, глюкоза, глутаминовая кислота (продается в аптеке). Вместе с тем, основой, базой для настоящего творчества показатель IQ = 120 баллов , при котором возможно становление личности, причем он закладывается до 17 лет. Особенности мышления творческих людей и создание расширенной концепции интеллекта принадлежат Дж. Гилфорда. Вел доказал, что для творческого мышления характерны

  • оригинальность, необычность идей, яркое выражение собственного решения, стремление к новизне;
  • образная адаптивная гибкость , то есть способность видеть новые скрытые стороны объекта; семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи даже в ситуации, не содержит даже ориентиров таких идей.
Важнейшей особенностью творческих личностей он считал дивергентность мышления — способность решить задачу красиво, в отличие от того, что большинство людей, для которых характерно конвергентное мышления, стремятся найти рациональное ее решения. Интересна ломаная, отражающая формирование интеллектуальной сферы в онтогенезе, построенная на основе стадий развития интеллекта, предложенных Ж. Пиаже: