Психологические особенности и формирования личности в подростковом возрасте

Психологические особенности и формирования личности в подростковом возрасте ПЛАН 1. Биологические и социальные факторы в психическом развитии и формировании личности подростка. 2. Феноменологическая характеристика детей подросткового возраста. 3. Характеристика учебной деятельности подростка. 4. Развитие познавательных процессов у подростка 5. Формирование личности подростка. 1. Биологические и социальные факторы в психическом развитии и формировании личности подростка. Подросток может гордиться количеством названий, придуманных для него взрослыми: «переходный», «критический», «переломный», «тяжелый». Они в полной мере отражают сложность и значимость процессов развития, которые происходят в этом возрастном периоде. Возраст подростка особый — происходит переход от детства к взрослости. По возрастной периодизации — это возраст от 11-12 до 14-15 лет. В подростковом возрасте развитие идет в быстром темпе и по всему фронту. За короткое время дети взрослеют физически, морально, умственно, социально. В течение последних 80 лет ведется теоретический спор о роли биологических и социальных факторов в возникновении явлений критического развития в подростковом возрасте. Основоположники биогенетического универсализма (Стэнли Холл и З. Фрейд) рассматривать кризис подросткового возраста как неизбежное явление, обусловленное биологическими факторами, в частности половым созреванием организма.
документ камера купить

Фрейдисты наголошуеть, что в настоящее время достигают зрелости репродуктивные органы, появляются вторичные половые признаки. Если предыдущие стадии психосексуального развития были связаны с собственным телесным Я (соответствовали тем или иным эрогенным зонам), то с подросткового возраста нарциссизм ребенка исчезает, уступая направленности сексуальных интересов на других людей. Они, как объекты сексуального удовлетворения, способствуют развитию чувственности, поездов, потребностей, интересов взрослого человека, то есть «вторичной сексуальности». По З. Фрейдом, все люди в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», когда вспышка сексуальной энергии подростка направлен на человека своего пола (сверстника или старшего). Он предпочитает общению с ровесниками своего пола и только постепенно объектом энергии либидо становится лицо противоположного пола. Нужно отметить, что психоанализ практически нивелирует влияние социального окружения, особенно обучения личности не только в детские годы, но и в подростковые, юношеские или зрелые. Ученики и соратники ученого стремились усовершенствовать психоаналитическую теорию за счет расширения роли социальных факторов. Теоретик психоанализа, представитель такого его направления, как «эго-анализ", Э. Эриксон, разделяя взгляды фрейдизма на источники психического развития, ученый значительное внимание уделял социума, которые ставит перед личностным Я развивающие задачи, расширяет спектр его действия. Не случайно основные стадии развития личности Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, назвал «психосоциальными», а именно личностный рост видел в переходе от одной стадии к другой. Ученый отмечал, что на каждой стадии психосоциального развития происходит кризис, который индивиду нужно преодолевать. По теории развития личности Эриксона, в которой выделяется 8 стадий психосоциального развития, подростковому возрасту соответствует 5 стадия развития личности. Это возраст, когда завершается детство, интенсивно формируется идентичность, основываясь на отрицании и бунте. Ученый называет этот возраст возрастом физической зрелости и социальной незрелости. Ребенок значительно раньше становится взрослым в физическом плане, чем способной брать на себя социальные роли взрослых. Для этого возраста характерна эмоциональная неуравновешенность. Подросток, который только переступил возраст детства, еще нет надежной опоры. В стрессовых ситуациях он часто возвращается к надежной роли ребенка, который зависим от родителей. И ему стыдно этой зависимости. Пытаясь утвердить свою независимость, подросток становится неуступчивым, резким и даже грубым в отношениях с родителями. В настоящее время на долю родителей и учителей ложится большая психологическая нагрузка, они должны научиться разумно реагировать на изменения во взаимоотношениях с подростком, чтобы, с одной стороны, предоставить ему независимость, к которой он стремится, а с другой — не потерять реального контроля за его поведением, удерживая ее в разумных пределах. Проблема кризиса подросткового возраста является сложной, поэтому, раскрывая ее, нужно исходить из единства биологических изменений, наступающих в организме подростка и изменений в социальных условиях его жизни, его взаимоотношений с его ровесниками и взрослыми. Важными представляются положения Костюка, раскрывающих развитие человека как биологического и социальной системы. Ученый отмечает, что становление личности — обусловлен и вместе с тем саморазвивающаяся процесс. Это внутренне необходимый ее движение от низших к высшим уровням развития, в котором внешние причины всегда действуют через внутренние условия. Физическое развитие ребенка и приобретенные в предыдущие годы свойства психического развития создают внутренние предпосылки для изменения его положения в школе, в семье, в обществе. Биологические факторы. Изменения, происходящие в организме ребенка в переходный период от младенчества до подросткового возраста обусловлены прежде половым созреванием. Половое созревание сказывается на развитии и функциях всего организма. Все начинается с изменений в эндокринной системе. Усиливается деятельность гипофиза, а его гормоны стимулируют рост тканей и функционирование желез внутренней секреции (половых, щитовидной железы и других), что вызывает физическое и физиологическое развитие. Происходит скачок в росте. Рост в длину, увеличение массы тела и объема грудной клетки меняют пропорции тела и приближают его к характерному для взрослых. Растет мышечная сила и физические возможности подростков, но они быстро истощаются и устают. Теряется гармония в движениях, так перестраивается моторный аппарат. Теряется умение владеть своим телом. В подростковом возрасте наблюдается несоответствие в развитии сердца, сосудистой системы (артерий) и массы тела. Если мускулатура сердца и его объем увеличивается вдвое, то диаметр сосудов остается узким. Поэтому сердце из-за сравнительно еще узкие сосуды не может поставлять нужное количество крови к разным участкам организма, в частности к мозгу. Поэтому возможны функциональные нарушения в деятельности сердечно-сосудистой ситемы (сердцебиение, повышение кровяного давления, головные боли, головокружение, быстрая утомляемость, одышка, бледность, посинение губ). С развитием, вес головного мозга подростка приближается к весу мозга взрослого человека. Далее развиваются лобные участки мозга, частично височные и теменные, кора головного мозга совершенствуется на внутриклеточном уровне. Интенсивное развитие высшей нервной деятельности проявляется в умственной активности подростка. Поскольку эндокринная и нервная системы функционально связаны между собой, подростковый возраст характеризуется, с одной стороны, бурным подъемом энергии, а с другой — повышенной чувствительностью к патогенным воздействиям. По этим причинам умственное и физическое переутомление, длительное нервное напряжение, сильные отрицательные эмоциональные переживания (страх, гнев, обида) могут быть причинами эндокринных нарушений (временным прекращением менструального цикла у девочек) и функциональных расстройств нервной системы. Они проявляются в повышенной раздражительности, возбудимости, неустойчивости, слабости тормозных механизмов, утомляемости, рассеянности, в расстройствах сна.