Психология этнических общностей и групп. от первых научных исследований в современных направлений исследований часть 2

обеспечивают функционирование традиций (так же, как и обычаев) психологические механизмы заражения, внушения, подражания. Относительно заражения, то оно давно исследовалось как особый способ воздействия, объединяющая большие массы людей в связи с появлением таких явлений, как массовый психоз, массовый экстаз и тому подобное. Феномен заражения имеет многочисленные проявления массовых душевных состояний во время ритуальных танцев, панических ситуаций, спортивного азарта и тому подобное. При этом индивид бессознательно, в состоянии определенного эмоционального возбуждения усваивает образцы массового поведения. По внушения, то оно является целенаправленным воздействием одного человека на другого, а на группу людей. Эффективность внушения зависит от многих социально-психологических факторов: авторитета сугестора, доверия к источнику информации и тому подобное. В условиях массового поведения также действует механизм подражания. Здесь осуществляется воспроизведение индивидом черт и образцов поведения, демонстрируемых. В общем указанные способы воздействия постоянно наталкиваются на определенную степень критичности личностей, которые составляют большие группы людей.
flyinsky.ru
То есть, действие психологических механизмов заражения, внушения и подражания следует рассматривать как процесс с обратным движением — от человека к способу воздействия. Традиция, бесспорно, является одним из самых эффективных механизмов, противодействующих разрушительному воздействию центробежных общественных действий. Именно поэтому сейчас, в период социальных трансформаций, затрагивающих все сферы общественной жизни, интерес к этому механизму растет. Традиция как символическая структура способна предложить способы преодоления кризисной ситуации, определяет не только всю культуру в целом, но и отдельные ее сферы. Наиболее ярко это проявляется в области политической, нравственной, социальной, психологической, национальной культуры, когда становление национального государства, социальных, социально-психологических и нравственных ценностей инициирует настоящий исследовательский бум в области поиска истинной национальной идентичности. Отношение к традиции в истории социальной и психологической мысли постоянно менялось. Европейская история показывает критику традиции критику иррационального — предрассудков, авторитета, суеверия — ради утверждения ценностей разума и свободы. В. Бурлачук считает, что социальные изменения в эпоху Просвещения были подготовлены именно такой критикой, которая осуществлялась в форме борьбы двух систем ценностей: традиционализма и просвещения. Традиция призвана балансировать на стыке исторического и неисторической. Поэтому образуется система ощущение, что стимулирует различные формы деятельности. С традиции человек набирает решимости продолжать жизненную борьбу, она подогревает надежду, что желаемое еще наступит. Г. Лебон в книге „ Психология народов и масс "утверждал, что традиции является выражением синтеза души расы, они имеют социальное значение. Толпа, по его мнению, является стойким охранником традиционных идей. В традициях выражаются идеи, потребности и чувства прошлого народа. Без них не может быть ни национальной души, ни цивилизации. Именно поэтому одним из главных занятий человека, по Г. Лебоном, с тех пор, как она существует, было создание сети традиций и разрушение их после того, как действие традиции исчерпывалась. То есть, с одной стороны, без традиций не может быть цивилизации, а с другой — без разрушения традиций не может быть прогресса. Трудность в том, чтобы найти равновесие между постоянством (постоянством) и изменчивостью. Итак, по мнению исследователя, если какой-то народ позволит прочно укорениться привычкам в течение нескольких поколений, то он уже не сможет измениться, не сможет совершенствоваться. И революции здесь ничем не могут помочь, поскольку обломки разорванного цепи или вновь соединятся и прошлое вернется, или эти куски останутся рассеянными, и тогда за анархией наступит упадок. Следовательно, делает вывод психолог, идеал каждого народа заключается в сохранении традиций и в постепенной, но неизбежной их изменении. Хотя такого идеала трудно достичь: только древние римляне и современные англичане смогли реализовать этот идеал. Г. Лебон подчеркивал, что люди особенно руководствуются традициями тогда, когда находятся в толпе. Именно толпа очень устойчиво оказывает сопротивление изменению традиций. И сегодня не теряют актуальности соображения Г. Лебон о том, что сильные возмущения часто легко меняют только одни названия, внешние формы, вызывают лишь замену слов. При этом исследователь видел консервативный дух толпы, имея в виду разрушены церкви в конце позапрошлого века, изгнание священников, преследования за веру. Конечно, можно было бы думать, что религиозные идеи потеряли свою власть, однако прошло некоторое время, и вытеснены когда традиции вернулись. Г. Лебон делает вывод, что идолы и тираны могут быть мгновенно уничтожены, можно разрушить их храмы, однако истинных, невидимых властителей (традиций), царящие в нашей душе, быстро избавиться невозможно, они подвергаются лишь медленном воздействия веков. Следуя традициям той или иной социальной общности, люди выражают свою солидарность с ней. За это они получают от группы одобрение и поддержку как источник положительно окрашенного эмоционального состояния. Речь идет, прежде всего, о чувстве защищенности, солидарности, поддержки, душевного комфорта и тому подобное. Именно в душевном комфорте усматривается самая психологическая сила традиции. В то же время моральное осуждение, неодобрение, остракизм наносят людям неприятностей, потерю чувства „ мы ". Яркий пример сохранения и соблюдения традиций — Англия. Институт „ короля "- это не что иное, как традиция. В украинской культуре традиции взаимоотношений складывались в подражание предков (родителей) и авторитетных современников. Конечно, на украинскую традицию влияли и другие факторы, связанные, например, с периодом разложения феодально-крепостной системы и развития капитализма или с условиями утверждения национальной суверенности. Геополитическое положение Украины также формировало социально-психологическую культуру и своеобразный тип человека пограничья. А. Кульчицкий в этом отмечает, что положение нашей страны на пересечении исторических путей очень долго психологически влияло на жизненную ситуацию украинского человека, которого современная экзистенционального философия метко назвала „ предельной ". По А. Кульчицким, такая ситуация формировала две основные жизненные установки: vita heroika и vita minima, где первая связана с рыцарством, максимальным напряжением всех сил, а вторая состояла в том, чтобы в своеобразном „ социально-анабиотических "состоянии переждать очередные несогласия и сохранить себя, что проявилось в индивидуальной сосредоточенности, в ограниченности внешней жизненной активности, характеризующееся интровертивнистю. Важно подчеркнуть, что традиция отбирает факты истории, способные стать коллективными символами, способствовать интеграции группы. Для того, чтобы оживить традицию, сделать ее ощутимой для общественной жизни, воссоздать остроту коллективных эмоций и коллективных чувств, общество имеет определенные социальные механизмы. Речь идет, прежде всего, о ритуалах и праздниках. Во ритуалом принято понимать вид обряда, форму символической поведения, сложившаяся исторически, упорядоченную систему действий; совокупность обрядов, сопровождающих религиозную службу и составляют ее внешнее оформление; произведенный обычаю или введен порядок осуществления чего-либо; церемония, церемониал. Ритуал выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. Он играет важную роль в истории общества как традиционно выработанный метод социального воспитания. В современном обществе сохраняется преимущественно в области церемониальных форм официального поведения и бытовых отношений (этикет, дипломатический протокол и т. д.).