Психолого-педагогическая модель преподавателя высшей школы и пути ее реализации часть 3

Психологи, обосновывая профессиограммы, прибегают к определению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез многих качеств ума, чувств и воли личности . В частности, В. А. Крутецкий, опираясь на схемы Ф. Н. Гоноболина, отделяет дидактические, академические, перцептивные, языковые, организаторские, авторитарные, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания. А. И. Щербаков в важнейших педагогических способностей относит дидакпгчни, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские способности. Таким образом, более подробно основные функции профессиональной деятельности преподавателя высшей школы такие 1. Общепедагогические функции. 1.2. Информационные — предоставление студентам глубоких и прочных знаний, умений и навыков из основных наук; — формирование у слушателей научного мировоззрения и общечеловеческой морали. 1.3. Мобилизационные — умение сосредоточить все физические и умственные силы студентов на решении учебных задач, создать положительный эмоциональный настрой; — формировать и закреплять умения и навыки учебного труда, рационального применения знаний на практике; — умение сосредоточить внимание студентов, актуализировать их мышления, нацелить их чувства и волю на успешное выполнение учебных планов и программ.
Schuifraam

1.4. Развивающая функция требует от преподавателя: — глубокого знания психологических особенностей студентов; — умений и навыков управления умственной деятельностью студентов, развитием их ума, чувств и воли в процессе обучения и труда; — умение формировать многогранную и гармоничную личность демократического общества; — умение развивать познавательные интересы и индивидуальные способности студентов. 1.5. Ориентационные — формирование социальных знаний и профессиональной ориентации с ура учетом требований общества, наклонов и возможностей каждого студента. 2. Общетрудовые функции. 2.1. Конструктивная функция состоит из: — конструктивной деятельности (умение планировать занятия, межпредметные связи, собственные педагогические исследования); — умение прогнозировать действия студентов на лекциях, семинарских занятиях; — конструктивно-материальная деятельность (планирование и оборудования учебных кабинетов, накопления дидактических материалов). 2.2. Коммуникативная функция. — умение преподавателя устанавливать правильные взаимоотношения со студентами; — преподаватель не только читает лекции и ведет практические занятия, воспитывает студентов, но и сам лично дает пример соблюдения общечеловеческой морали, старательного отношения к делу, выполнение данных обещаний. 2.3. Исследовательская функция — это особый вид деятельности преподавателя, он включает следующие компоненты: — творческий поиск, творческое обучение студентов путем обработки и внедрения в практику более совершенных методов и приемов, средств и форм обучения и воспитания студентов; — научный анализ и обобщение своего педагогического опыта; — исследовательская деятельность на пути дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса. Исследовательская деятельность невозможна без смелого эксперимента, педагогического риска, активного поиска и отстаивание истины. 2.4. Организаторская функция предусматривает осуществление на прак ной всего того, что было задумано и проработанный во время подготавливается ки к занятиям и учебно-воспитательных мероприятий. Организаторская деятельность преподавателя делится на: — организацию сообщения учебного материала; — организацию своего поведения в процессе педагогической деятельности; — организацию студентов в соответствии с целью и задач учебно-воспитательного процесса. Социально-психологические черты и свойства характера современного преподавателя Профессиональная деятельность преподавателя требует наличия определенных социально-психологических черт и свойств его характера. Среди них следующие: 1. Общегражданские черты: — широкий кругозор, принципиальность и стойкость убеждений; — общественная активность и целеустремленность; — патриотизм и хорошее отношение к представителям других национальностей и стран; — гуманизм, высокий уровень сознания; — оптимизм (вера в людей, в свои силы и возможности);

  • любовь к труду.
2. Морально-педагогические качества: — высокая нравственная зрелость, справедливость и объективность; — педагогическое направление научной эрудиции, высокий уровень общей культуры; — высокий уровень моральных отношений с людьми; — аккуратность и опрятность; — честность, дисциплинированность, требовательность; — умение общаться с людьми. 3. Педагогические качества — педагогическая наблюдательность; — педагогическая воображение; — педагогический такт; — педагогическая интуиция; — владения педагогической техникой; — профессиональная работоспособность. 4. Социально-перцептивные качества — высокий уровень социального восприятия и наблюдения действительности; — активная интеллектуальная деятельность (систематизация и обобщение социального опыта); — скорость ориентации в педагогических ситуациях; — высокая культура речи (фонетическая четкость, экспрессия, эмоциональность, содержательность и выразительность речи); — владение мимикой, тоном голоса, движениями, жестами. 5. Индивидуально-психологические особенности: — высокая познавательная заинтересованность, любовь к студентам и потребность работать с ними; — твердость характера, выдержка и самообладание; — самостоятельность и деловитость в решении жизненно важных задач. 6. Психолого-педагогические способности: — адекватность восприятия студентов и внимание к ним; — прогнозирование путей формирования личности студента; — способность предвидеть возможные результаты; — воспитательное воздействие на коллектив и личность. Анализ исследований проблемы личности показывает, что все основные черты личности тесно связаны между собой, но ведущая роль принадлежит мировоззрения и направленности личности, ее мотивам, определяющие поведение и деятельность человека. Это позволяет среди рис и характеристик преподавателя признать ведущими социально-нравственную, профессионально-педагогическую и познавательную направленность. Таким образом, преподаватель высшей школы должен помнить, что обучать может лишь тот, кто является хорошим специалистом, мастером своего дела и личностью. Педагогическое общение как творческий процесс Одной из важнейших черт преподавателя является его умение организовывать работу со студентами, общаться с ними и управлять их деятельностью. С точки зрения современных лсихолого-ледагогичних исследований наличие этих умений является проявлением коммуникативных способностей преподавателя, наиболее существенных для осуществления плодотворной педагогической деятельности. Конечно, способность к общению со студентами должна опираться на прочный фундамент любви к ним, на то, что ученые несколько суховато называют профессионально-педагогической направленности преподавателя. По самой своей природе труд педагога, ежедневное общение со студентами, углубляет любовь к человеку, веру в нее. Однако осуществляться различные проявления этих черт должны в соответствии с законами педагогического общения. Именно взаимоотношения со студентами в значительной степени влияют на процессы обучения и воспитания. Эта мысль развивается в работах многих исследователей: Ю. П. Азарова, А. А. Бодальова, В. А. Как-Калика, Н. В. Кузьминой, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского и др.