Психолого-педагогические условия коррекции тревожности в подростковом возрасте

Психолого-педагогические условия коррекции тревожности в подростковом возрасте Повышенная тревожность — это проблема, с которой подросток не всегда способен справиться самостоятельно, требуя активной доброжелательной поддержки и помощи, прежде всего, психологической. Поэтому проявления тревожности в поведении подростков активизируют вопрос своевременной диагностики ее причин и планирования адекватных мер коррекционного воздействия, эффективность которого, безусловно, зависит от скоординированности усилий психолога и родителей.
сбор электронной почты

Привлечение родителей имеет важное значение для успешного преодоления эмоциональных проблем у подростка. Образование родителей по вопросам психологических закономерностей формирования характера подростка под влиянием того или иного стиля воспитания поможет сделать процесс психокоррекции более эффективным. Желательно, чтобы психологическая помощь происходила по заказу родителей и их готовностью соблюдать следующие условия:

  1. Терпение и последовательность в реализации рекомендаций.
  2. Способность становиться на сторону подростка, смотреть на себя его глазами.
  3. Доброта, отзывчивость, естественность в отношениях с подростком.
  4. Контроль за собственными чувствами и поступками.
  5. Оптимизм и установка на положительный результат.
Рекомендации психолога не навязываются как неизменная доктрина и тем более не детализируются на все случаи жизни. Скорее, это направление или путь решения проблем, возникающих у подростков. К тому же, результаты будут заметны не сразу, а постепенно, вместе с изменениями отношение родителей к детям, перестройкой системы семейных отношений. Для того, чтобы снизить тревожность у ребенка, необходимо:
  • поддерживать в ребенке позитивное самовосприятие (подбадривать, заоохочуваты, демонстрировать уверенность в ее возможностях);
  • обеспечивать ситуации с гарантированным успехом;
  • воспитывать умение обоснованно относиться к результатам своей деятельности, не бояться неудач, ошибок, воспринимать их в качестве полезного личного опыта;
  • формировать правильное отношение к результатам деятельности других;
  • развивать ориентацию на средство деятельности;
  • научить учитывать несовершенство человека и иметь с этим дело;
  • расширять и обогащать навыки общения со взрослыми и сверстниками, развивать адекватное отношение к оценкам и мнениям других людей.
Поддерживать подростка — значит верить в него. Иногда желательны представление о качествах ребенка затмевают взгляд взрослых на ребенка и никак не соотносятся с его реальными установками и возможностями. Стоит внимательно присмотреться к ребенку чтобы увидеть то, что ему на самом деле нужно. Родительская поддержка — это процесс: а) в котором родители сосредотачиваются на положительных чертах подростка с целью укрепления его самооценки; б) который помогает подростку поверить в себя и свои способности; в) который помогает избежать ошибок; г) который поддерживает подростка в неудачах. Вместо того, чтобы акцентировать внимание на ошибках, родителям придется вербально и невербально демонстрировать свою уверенность в его возможностях и поддерживать то, что он делает. И самое главное — необходимо доверять подростку, признавать за ним право на собственный поступок, на награду или наказание за него. Конечно, взрослый может (и должен) предоставлять совет, но ни в коем случае нельзя обвинять подростка, если он не воспользовался этим советом. Доверяя подростку, нужно доверять и его выбора. Искренние и глубокие контакты подростка с взрослыми нужны не для контроля, а для помощи, не для вмешательства в дела ребенка, а для эмоциональной поддержки. Если подросток где-то «нажил» эмоциональный срыв, его что-то беспокоит, он стал нервным, раздраженным, не надо выяснять причины, требовать лучшей поведения, а просто пойти ему навстречу, лишний раз похвалить, поддержать. Для того, чтобы показать веру в ребенка, родители должны иметь мужество и желание сделать следующее:
  • забыть о прошлых неудачах ребенка;
  • помочь ребенку почувствовать уверенность в собственных силах;
  • позволить подростку начать «с нуля», сприраючись на то, что родители верят в него и способность добиться успеха;
  • помнить о прошлых успехах и возвращаться к ним, а не к неудачам.
Критикуя подростка, не надо забывать сказать, что вы уверены в его возможностях, что цените его и тем более огорчены такой ситуацией. Необходимо помнить, что обсуждая с подростком его поведение, родители должны стараться подчеркивать, что в целом довольны как личностью. Этим взрослые оказывают подростку возможность понять, что можно делать ошибки, но родителей гораздо больше интересуют его успехи, а не неудачи. Родители должны пользоваться теми словами, которые работают на развитие «Я-концепции» подростка. В течение дня родители имеют для этого несколько возможностей. Первая заключается в демонстрации подростку удовольствие от его достижений или усилий. Другая возможность — научить подростка преодолевать возникающие трудности, сформировав установку: «Ты можешь это сделать". Воспитание уверенности в себе у подростка заключается в развитии адекватных его возможностям претензий и самооценок. Необходимо вызвать у подростка чувство симпатии к самому себе, самоуважения, воспитывать смелость рисковать (в пределах разумного) и быть самим собой без угрозы «потерять лицо». Некоторые советы родителям по формированию адекватной самооценки у подростков:
  • НЕ захваливают подростка, но и не забывайте поощрять его; одобрение, как и наказание, должны соответствовать поступка.
  • Поощряйте ребенка к проявлению инициативы, но также покажите, что и другие могут иметь кое в чем преимущества.
  • Показывайте на своем примере адекватность отношения к успехам и неудачам; оценивайте вслух собственные возможности и результаты действий.
  • Сравнивайте подростка не с другими, а с ним самим (тем, каким он был вчера и, возможно, завтра).
Для этого необходимо набраться терпения, изобретательности, такта и, главное, помнить: любые попытки повысить самооценку тревожного подростка должны основываться на честности, доверии и безусловной любви взрослых. И в завершение, чтобы тревожность стала конструктивной, необходимо научить подростков навыкам саморегуляции, то есть умению анализировать тревожные ситуации, заранее планировать свое поведение в подобных случаях, видеть ошибки и в дальнейшем принимать их во внимание. Конструктивная тревожность в отличие от деструктивной всегда направлена на преодоление четко определенной препятствия, и взрослый в этом случае может помочь подростку понять, что же, собственно, это за препятствие и как ее можно преодолеть. Итак, своевременная диагностика стрессовых факторов и причин эмоциональной напряженности и тревожности у подростков, разработка рекомендаций для родителей по созданию благоприятного эмоционального климата в семье важны задачами психолога, выполняя которые он рассчитывает на положительную и активную позицию ближайшего окружения подростка. Ведь только совместными усилиями психолога и родителей создаются благоприятные условия для эффективной психокоррекции высокой тревожности у подростков. ЛИТЕРАТУРА
  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — М .: ЧеРо, 2001. — 240 с.
  2. Теплякова Т., Пономаренко Л. П. Содержание, формы и направления деятельности практического психолога образования. — Одесса, 2001. — 65с.
  3. Прихожан А. М. Вот тревожности к уверенности // Школьный психолог. — 2001. — № 15.