Психолого-педагогические основы подготовки студентов к педагогически профессионального творчества часть 5

В современной психолого-педагогической литературе отмечается, что сложность процесса формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству обусловлена значительным количеством факторов и составляющих учебно-воспитательного процесса и практической профессиональной подготовки студентов вузов к педагогическому творчеству. Так, В. В. Андриевская рассматривает обусловленность деятельности учителя объективными и субъективными факторами, влияющими на реализацию педагогического творчества в учебно-воспитательном процессе. Исследователь отмечает, что деятельность школы и учителя в огромной степени направляется извне, обществом, которое производит и задает школе тот идеал человека, который наиболее соответствует его морально-этическим ценностям и требует от выпускников учебных заведений такого уровня знаний, умений и навыков, который соответствует уровню развития науки, техники и общественных отношений в нем, то есть задает и этот уровень.
Используйте солнечную энергию с пользой — сонячна електростанція в Україні Житомир от sun.zt.ua по отличным ценам.

Поэтому творческая деятельность учителя по сути происходит в пределах тех требований, предъявляемых к образованию обществом. Кроме того, отмечает В. В. Андриевская, на профессиональную деятельность педагога влияют: объективные факторы, связанные со структурой учебного материала, с требованиями, предъявляемыми программой знаний, умений и навыков учащихся, с объективными обстоятельствами организации и протекания учебно-воспитательного процесса и суб объективные, обусловленные индивидуальными особенностями учителя, как субъекту педагогического воздействия, и ученика, как объекта этого влияния. Сложность организации оптимального взаимодействия между учителем и учеником обусловлено не только тем, что учитель должен знать и учитывать особенности конкретного ученического коллектива и индивидуальные психологические характеристики каждого из его членов, но и тем, что в процессе обучения ученик одновременно является объектом педагогического воздействия со стороны учителя, и субъектом учебной деятельности. Он может способствовать усилиям учителя, «принимая» цели и задачи, которые тот делает, или, наоборот, оказывать им сопротивление. Итак, учитель может достичь определенной дидактической цели в том случае, если сумеет целесообразно организовать как собственную систему действий на уроке, так и соответствующую данной цели учебно-воспитательную деятельность учащихся. Таким образом, на процесс формирования готовности будущего учителя к педагогическому творчеству в условиях учебного педагогического заведения также влияют и объективные, и субъективные факторы, которые определяют результаты и учебно-воспитательного процесса, и всей профессиональной подготовки студентов. Таким образом можно проследить взаимосвязь в системе «преподаватель-будущий учитель-учитель-ученик» и отметить, что личностные качества педагога всегда репродуцируются в будущем — в процессе формирования каждого воспитанника. На основании анализа психолого-педагогической литературы считаем целесообразным рассмотреть факторы, стимулирующие или тормозящие педагогическую креативность (внутренние личностные предпосылки будущих учителей в творческой профессиональной деятельности) студентов высших педагогических учебных заведений I — II уровней аккредитации. Мы считаем, что направленность преподавателей на развитие педагогической креативности студентов колледжа в процессе их профессиональной подготовки будет способствовать созданию условий для формирования готовности будущих учителей к педагогическому творчеству. Итак, к факторам, которые стимулируют креативность личности, американский психолог П. Торранс отнес следующие: ориентация на потребность в творческом решении задач; отсутствие препятствий для проявлений спонтанности и инициативы; создание возможности манипуляции с предметами и вариативности мнений; обучение внимательному отношению к сигналам окружающей среды; воспитательные воздействия, направленные на признание человеком ценности креативных черт своей личности. К факторам, которые тормозят креативность, этот исследователь отнес ориентацию только на успех, страх дать неправильный ответ; усиленную ориентацию на мнение сверстников, опасения обвинений в необычности; ограничение инициативы и запрет вопросов; чрезмерная фиксация на стереотипах половой принадлежности; представление о дивергентное мышление как об отклонении от нормы; жесткое разграничение трудовой и игровой деятельности. 6. Уровни педагогического творчества и уровни сформированности готовности будущих учителей к ней На основании анализа психолого-педагогической литературы нами обнаружено, что при выделении уровней педагогического творчества исследовательские подходы можно разделить на две группы: первая определяет уровни творческой профессиональной деятельности опытных педагогов (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский), а вторая — уровни проявления педагогического творчества всех учителей, которые стремятся к творчеству (В. А. Кан-Калик, Н. В. Кузьмина, С. А. . Сисосва. И. П. Раченко). Ю. К. Бабанский выделено три уровня проявления педагогического творчества учителя: профессиональное мастерство; новаторский и исследовательский уровне. Автор отмечает, что в творчески работающих учителей все три уровня взаимосвязаны и фактически объединены, но доминирование того или иного аспекта предопределяет уровень проявления педагогического творчества учителя. Так, учитель-мастер характеризуется свободным владением профессиональной технологии, творческим подходом к делу и достигает высоких результатов в обучении и воспитании. Учитель-новатор имеет качестве мастера, но, кроме того, вносит в работу новые формы, методы и средства, повышающие эффективность учебно-воспитательного процесса. Такому учителю присущи оригинальность стиля деятельности, рационализаторство, прогрессивные новации. Учителя-исследователя характеризуют не только мастерство и новаторский подход к делу, но и целенаправленная научно-исследовательская деятельность, создание новых систем построения учебно-воспитательного процесса. В. А. Кан-Калик вводит следующие уровни деятельности педагога по его умение управлять усвоением знаний через взаимодействие с ученическим коллективом: 1) уровень элементарной взаимодействия с классом, когда учитель действует по методическим советами, шаблону, копирует опыт других учителей, без его творческой переработки; 2) уровень оптимизации деятельности учащихся на уроке, начиная с его планирования; 3) эвристический уровень, когда учитель умеет использовать творческие возможности живого общения с учениками; 4) уровень полной самостоятельности в деятельности учителя по творческой организации учебно-воспитательного процесса. С. А. Сысоева вводит четыре уровня творческой педагогической деятельности учителя: 1) репродуктивный уровень характеризуется тем, что учитель, работая на основе выработанных в него методик, рекомендаций, опыта выбирает те, которые наиболее соответствуют конкретным условиям его работы и индивидуально-психологическим особенностям учащихся; 2) инновационный уровень характеризуется тем, что учитель на основе анализа своего опыта, конкретных условий своей педагогической деятельности вносит коррективы в свою работу, совершенствует, модернизирует некоторые элементы существующих рекомендаций, методик, опыта в соответствии с новыми задачами, которые возникают в конкретных условиях; 3) конструкторский уровень характеризует деятельность учителя тогда, когда на основе собственного опыта, самоанализа своей деятельности и знаний психолого-педагогических особенностей каждого ученика и ученического коллектива в целом, учитель, используя существующие методики, рекомендации, передовой опыт, конструирует собственные варианты решения педагогических проблем, стремясь к наиболее оптимальному их решения; 4) новаторский уровень характеризуется тем, что учитель подходит к решению педагогических проблем на принципиально новых началах, которые отличаются новизной, оригинальностью и высокой результативностью.