Психологические тренинги для преподавателей и студентов часть 3

за счет систематичности указанной актуализации; за счет специфичности создаваемых условий, понижающих, например, риск получения студентом или преподавателем психологической травмы. Чтобы определить характеристики тренингов по развитию у студентов позиции активного студента учебной деятельности, обратимся, прежде всего, традиции осмысления учебной деятельности в отечественной педагогике и педагогической психологии.
Психолог в СПБ

Согласно принятой в психологии точки зрения основными характеристиками любой деятельности является ее предметность и субъектность. Сущность предметности деятельности в том, что в ней объекты внешнего мира не просто влияют на субъект, но обязательно превращаются в процессе деятельности, чем достигается большая адекватность их отражения в сознании. Субъективность деятельности находит свое выражение в ее обусловленности психическим образом, прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, которые определяют направление деятельности, а также в личном смысле деятельности, то есть в индивидуализированного отображении действительного отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемым личностью (студентом) как „ значение для меня "усваиваемых субъектом разнообразных знаний о мире. В соотношении с деятельностью выступает и активность личности, которая определяется как динамическая условие становления, реализации и видоизменения деятельности. Активность характеризуется обусловленностью выполняемых субъектом действий, спецификой его внутренних состояний, а также надситуативнистю. Специфическим видом деятельности является учебная деятельность, реализуется человеком на протяжении всей жизни. Так, согласно Д. Б. Эльконину, в качестве содержания учебной деятельности выступает овладение способами действий в сфере научных понятий. И. А. Зимняя определяет учебную деятельность как „ деятельность субъекта по овладению общими способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач, специально поставленных преподавателем, на основе внешнего контроля и оценки, которые переходят в самоконтроль и самооценку ". Подчеркнем, что И. А. Зимняя специально акцентирует внимание на том, что не всякое обучение является учебной деятельностью, учебную деятельность нельзя сводить к учению или на учения в других формах. (Н-р, методом проб и ошибок). Итак, можем сделать вывод, что учебная деятельность характеризуется: 1. Специальной направленности на овладение учащихся учебным и воспитательным материалом; научными и моральными понятиями; общепринятыми способами действий и поступков. 2. Направленностью на решение обучающих ся учебных и воспитательных задач. 3. Закономерными изменениями в самом обучающих ся как субъекте учебной деятельности. 4. Специфичностью взаимодействия педагогической диады „ обучающий «- „ обучающийся», „ воспитатель «- „ воспитанник». Выделенные выше четыре характеристики учебной деятельности могут служить основой для определения целевой направленности тренингов по усвоению студентами позиции активного субъекта учебной деятельности. В каждом из такого рода тренингов может быть выделена обще учебная цель, которая состоит из первой вышеприведенных характеристик; конкретно — дидактическая цель (2); развивающая цель (3). Четвертая из выше приведенных характеристик учебной деятельности соотносится с условиями проведения и оценки тренинга по усвоению студентами позиции активного субъекта учебной деятельности. 2. Содержание тренинга по усвоению студентом позиции активного субъекта учебной деятельности. Кроме целевой направленности важно выделить также содержательные характеристики тренингов по усвоению студентами позиции активного субъекта учебной деятельности, которые следует учитывать при разработке (конструировании) и минимум три содержательных блока такого рода тренингов: Первый содержательный блок связан с актуализацией опыта, уже накопленного студентом в процессе учебной деятельности, с развитием у студента рефлексивного отношения к учебной деятельности; Второй содержательный блок связан с поиском и усвоением студентом новых способов, форм, путей, приемов учебной деятельности, новых областей применения полученных знаний; Третий содержательный блок связан с восстановлением психических сил студента, усилением его энергетики, психофизических возможностей и т. п. Рассмотрим подробнее выделены содержанию блоки, каждый из которых может, вместе с тем, рассматриваться и как одно из направлений помощи студенту в усвоении позиции активного субъекта учебной деятельности. Первый блок. В ходе актуализации уже накопленного студентом в процессе учебной деятельности опыта решается комплекс задач, направленных на повышение у студента осознанности этой деятельности. Как известно, жизненный опыт откладывается в основном в бессознательных формах. Опыт учебной деятельности не в этом смысле исключением. Основное содержание работы по первому блоку (направления) — развитие у студента умений самопрезентации, причем самопрезентации не только в смысле демонстрации знаний, но и в смысле адекватного выражения собственных эмоций, отношений к явлениям, другим людям как в вербальной, так и в невербальной форме, создание особой палитры различных способов самопрезентации. Второй блок. В ходе поиска и усвоения студентом новых способов, форм, путей, приемов учебной деятельности решается комплекс задач, направленных на расширение у студента возможностей для переноса полученных знаний в другие, чем в учебной ситуации, условия, на другие объекты есть задачи, направленные на расширение креативных возможностей студента, на развитие его творческих способностей. Преподавателями ВУЗов часто отмечается, что студенты мало используют знания и умения в новых для них ситуациях, которые отличаются от тех, в которых были получены знания и сформированные умения. Особенно остро эта проблема стоит а этапе адаптации выпускников учебных заведений к реальному производству. Поэтому даже в рамках традиционного учебно-воспитательного процесса необходимо помочь студенту в актуализации им позиции открывателя, создателя, специально „ сконструировал «новые для него (неизвестные ему ранее) области применения знаний, новые способы их усвоения, что и является содержанием работы по второму блоку (направления). Тренинг „ конфликты и их решения». (Смулько М. Л.) Цель тренинга — оптимизация поведения сотрудников в конфликте и овладение конструктивными стратегиями решения различных конфликтов. Задачи тренинга: 1. Осознать конфликт как естественное состояние процесса совместной деятельности, понять психологические причины и истоки возникновения конфликтов (ценностные, интеллектуальные, эмоциональные). 2. Проявить свои превосходящие стратегии поведения в конфликте. 3. Научиться осознавать и идентифицировать собственные стратегии и стратегии оппонента. 4. Усвоить конструктивные стратегии разрешения конфликтов и механизмы их применения; овладеть эффективной стратегией сотрудничества в конфликте по принципу взаимного выигрыша.