Психологические особенности влияния музыкальной информации на личность слушателя часть 2

На втором этапе происходит осмысление различных функций звуков в музыкальном произведении, их роль в становлении художественной целостности, и, наконец, музыкально-художественной эстетической целостности произведения в целом. На эмоционально-семантическом уровне когнитивная музыкальная деятельность протекает в сферах мелодического оформления, гармоничного строя и полифонии, где интонация становится исходным моментом.
русского мир

В частности, осуществляется обратное движение от музыкально-смысловых единиц композитора к формированию целостной семантически наполненной единства у слушателя. В сознании реципиента актуализируется интонационная система в соответствии с музыкального опыта. Речь идет не только об установлении возможных образно-ассоциативных связей, которые соответствуют тому или иному информационному комплексу, а, прежде всего, о выявлении семантики, которая возникает в результате взаимодействия информационных моделей и конкретного музыкального произведения. Познавательная деятельность на этом уровне опирается на хорошо развито ладовое чувство, на произвольность, устойчивость музыкально-слуховых и музыкально-ритмических представлений. Познавательная деятельность зависит от того, какие именно свойства и характеристики музыкального материала подлежат осмыслению. Так, определенный звук может быть составной музыкальной темы, в которой приобретает определенной функции (т. е. может выступать как первичный импульс, использоваться в создании мелодии, завершать музыкальную конструкцию и т. д.). В то же время этот же звук имеет особые строю, метроритмическая и другие функции. Он включен в систему мелодических, метроритмическая, тембровых оттенков, то есть к системе многочисленных прямых и косвенных связей с другими звуками. Музыкальный мотив или музыкальная тема могут стать таким же толчком более высокого иерархического уровня, где осмысления музыкальной информации происходит на уровне целостного музыкального произведения, а именно его структурной организации. Можно предположить, что доминирующими уровнями понимания на этом этапе должны быть „ понимание-аналогизирования «(проведение аналогий с похожими интонационными ходами в музыкальном материале, с элементами мелодий из других произведений и т. д.) и „ понимание комбинирования» (осознание места звука в музыкальных мотивам произведения, значение этих мотивов в музыкальных фразах, темах и т. д.). При этом содержание произведения определяют как то, что формируется в сознании слушателя, представление о самом произведении, об окружающем мире и слушателя в нем, а также о автора и исполнителя. А в зависимости от качества деятельности слушателя (слышит или только слушает) содержание произведения предстает перед ним, формируется в его сознании в разном объеме. Показателями творческой деятельности этого уровня является способность к построению целостного образа музыкального произведения; способность воспринимать и до определенного уровня понимать музыкальный материал, превращать его в соответствующих уровнях организации музыкальной информации; осознание и оценка создаваемого образа; аналитический и синтетический путь освоения произведения; принятия решения о соответствии или несоответствии собственного образа музыкального произведения образу произведения, написанного автором. Характерным также является формулировка плана действий по осмыслению музыкальной информации как структурно-функциональной целостности. На эвристическом, интегрально-семантическом уровне когнитивный процесс в двух плоскостях: осуществляются последовательно-одновременная построение музыкального образа и аналитико-синтетические операции в ходе музыкального мышления. Здесь, в зависимости от того или иного сочетания действий, личностных качеств слушателя, специфики поставленной музыкального задачи, субъект с помощью различных тактик (узнавание, экстраполяция, гиперболизация, трансформация и т. д.) во мнении сопоставляет отдельные части музыкального произведения. Это должно стимулировать скорее осознание и целостное переживание формы и структуры произведения. Эмоциональная и дискурсивная оценки звучания позволяют интерпретировать его как содержательную семантическую структуру, а полученный музыкальный опыт человека позволяет строить многочисленные гипотезы, угадывать (предвидеть) дальнейшее развитие мелодии, гармонии и тому подобное. В процессе слушательской деятельности происходит формирование художественного образа, порожденного воспринятым музыкальным материалом, создается интонационный фонд (благодаря музыкальной памяти), на основе которого осмысливаются интонационные модели в развертывании музыкального целого. При этом художественное (собственно, музыкальное мышление в звуковых образах) выполняет функцию социально-коммуникативного ядра, которое соединяет в систему создания и усвоения музыкальных ценностей. При этом творческое, продуктивное музыкальное мышление слушателя выступает как особый вид мышления. На этом уровне познания процесс понимания приобретает вид „ разрушение стереотипов "и адекватного культурологического понимания музыкального материала. В процессе музыкальной мыслительной деятельности выдвигаются и проверяются гипотезы, догадки, оказывается новый и скрытый смыслы благодаря сопоставлению и анализа концепции автора, исполнителя и слушателя, оказываются противоречия. Заметим, что интерпретация содержания произведения слушателем уже опосредованная интерпретацией исполнителя. Хотя в обоих субъектов музыкальной деятельности интерпретация проявляется как желание выйти за пределы ситуации, непосредственно воспринимается. У слушателя формируется критическое отношение к версии исполнителя, происходит повторная интерпретация и делаются выводы. В функциональном смысле интерпретация призвана ликвидировать смысловую неопределенность, выявить скрытый смысл: „ Такого рода внутреннее волнение человек переживает том, что музыка дает ей не некий устойчивый и неподвижный, хотя и прекрасный образ, но изображает ей само происхождение этого образа, его возникновения, хотя тут же — и его исчезновения ". Итак, имеют проявление информационная, репродуктивная и эвристическая функции музыкально-слуховой системы. Показателями творческой деятельности этого уровня является „ эскизирование ": образы музыкального материала возникают как многочисленные гипотезы, а осмысление общего образа музыки происходит как поуровневой и поэтапное осмысление частичных образов, которые являются системообразующими определенного музыкального произведения. Происходит внесение уточнений, сопоставление собственных основных образов в ходе слушательской деятельности с заданными образами композитора („ исходными данными "музыкальной информации), принятие решения о соответствии эскиза-образа с требованиями художественно-эстетической целостности музыкального произведения (его неадекватности, неполной адекватности и т. п.). Осуществляется конечная детализация и эскизирование-образования образов.